Подводная лодка «Сом» – в двух войнах на трех морях

размещено в: Статьи | 0

С началом XX века военно-морские флоты ряда стран мира стали оснащаться новым видом оружия – подводными лодками. Первой конструкторской фирмой, достигших профессионального успеха на этом поприще стала американское бюро «Holland Torpedo boat company», возглавляемое Дж. Ф. Голландом (см. рис.1).

Наиболее удачным стал проект подводной лодки «Holland-VII», вошедшей в состав американского военно-морского флота в 1900 году. В следующем году правительство США заказало еще 6 подводных лодок этого типа. Для строительства этих лодок была создана известная ныне фирма «Electric Boat Company». Патенты на постройку подводных лодок этого типа получили Великобритания, Австро-Венгрия, Швеция, Япония и Голландия (см. рис. 2).

Готовую подводную лодку усовершенствованного проекта – «Holland-VII R», поименованную «Fulton» (см. рис. 3), приобрела и Россия. В июне 1904 года подводная лодка прибыла в Кронштадт и получила наименование «Сом» (см. рис. 4).

Пройдя курс испытаний механизмов и подготовки экипажа, в ноябре 1904 года подводная лодка по Транссибирской железной дороге была направлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря. Всего к весне 1905 г. на Дальнем Востоке России было сосредоточено 12 подводных лодок, образовавших первое в мире боевое соединение для участия в войне с Японией (см. рис. 5).

Боевая деятельность этих подводных лодок сводилась к несению дозорной службы и охране побережья возле Владивостока. Всего с февраля по август 1905 г. подводная лодка «Сом» 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удаляясь от Владивостока на 120 миль. Наибольшая продолжительность одного похода составляла 8 суток, из которых под водой – 16 час. 35 мин., при наибольшей продолжительности плавания под водой – 1,5 часа.

В марте этого года «Сом» участвовал в учениях по прорыву противолодочной сети, с частью которой опутавшей корпус, пришлось вернуться в базу (см. рис. 6). В апреле, во время боевого патрулирования, «Сом» обнаружил два японских миноносца и, погрузившись, атаковал один из них. Однако японские корабли, обнаружив атакующую подводную лодку, увеличили ход и скрылись в тумане (см. рис. 7). В августе 1905 года подводная лодка «Сом» выполнила поход к северокорейскому побережью, производя поиск японских кораблей.

С окончанием Русско-японской войны и до 1914 года подводная лодка «Сом» входила в состав Сибирской флотилии с базированием на Владивосток. Основное занятие в это время – боевая подготовка и модернизация корабля. В частности на лодке пожароопасные бензиновые моторы были заменены на более надежные дизеля (см. рис. 8).

С началом Первой мировой войны, в феврале 1915 года подводная лодка «Сом» была перевезена по железной дороге в Севастополь, на Черное море. Боевой задачей подводной лодки «Сом» стала оборона с моря Балаклавы, а затем – Одессы, для чего подводная лодка периодически выполняла патрулирование.

Летом 1915 года, по решению русского военно-морского командования, «Сом» был вновь перевезен по железной дороге в Петербург, и с октября 1915 г. начал боевое патрулирование в Ботническом заливе.

10 мая 1916 года во время патрулирования в подводном положе-нии «Сом» столкнулся со шведским пароходом и затонул. Считается, что причиной кораблекрушения стали ошибки в маневрировании, допущенные командиром подводной лодки, имевшим минимальный опыт подводного плавания и совершавший свой первый боевой поход. При выполнении воинского долга вместе с подводной лодкой «Сом» погибли 2 офицера и 16 матросов (см. рис. 9). В их числе:

1. Бугураев Хрисанф Константинович, лейтенант, командир ПЛ.
2. Саско Борис Владимирович, лейтенант, старший офицер.
3. Андрианов Иван Антонович, рулевой-боцманмат.
4. Безматерных Дмитрий Петрович, моторный унтер-офицер 1-й статьи.
5. Гусев Михаил Михайлович, матрос 2-й статьи, минный машинист.
6. Завадский Дмитрий Макарович, минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи.
7. Захарченко Дмитрий Борисович, старший электрик
8. Истратов Николай Иванович, машинист 1-й статьи.
9. Кирейчук Лука Маркович, унтер-офицер 1-й статьи, электрик.
10. Климачев Алексей Львович, электрик.
11. Корнев Дмитрий Александрович, минный машинист 1-й статьи.
12. Кривчиков Захар Степанович, рулевой-боцманмат.
13. Лунин Даниил Семенович, рулевой.
14. Романов Николай Андреевич, моторный унтер-офицер 1-й статьи.
15. Сидоров Иван Васильевич.
16. Сорокин Николай Иванович, машинист 1-й статьи.
17. Цвелодуб Алексей Михайлович, моторный унтер-офицер 1-й статьи.
18. Шевенок Илларион Демидович, артиллерийский унтер-офицер 2-й статьи.

Но Судьба не поставила точку в истории корабля. В конце июля 2015 года российское телевидение сообщило о находке шведской компанией «Ocean X Team» русской подводной лодки «Сом», в территориальных водах у восточного побережья Швеции. Лодка покоится на глубине 50-60 метров, вместе с прахом погибших на ней моряков (см. рис. 10)
Данный факт предоставляет нам интересную перспективу подъема этого исторического корабля и его музеефикации. С учетом небольших массогабаритных размеров «Сом» может быть без особых проблем поднят и установлен как оригинальная конструкция в музейной экспозиции.

Положения современного морского права определяют порядок подъема военных кораблей, затонувших в иностранных территориальных водах, устанавливая обязательность сотрудничества двух стран. Применительно к подводной лодке «Сом» – это будут:
– Российская Федерация, как государство флага погибшего корабля, 
– Швеция, как прибрежное государство, в акватории которого погибла подводная лодка.

В итоге очевидно: подъем подводной лодки «Сом» возможен только при совместных усилиях двух стран – России и Швеции.
И нам остается надеяться, что со временем такая экспедиция состоится, что позволит обрести Санкт-Петербургу очередной бесценный памятник – вторую боевую подводную лодку Российского военно-морского флота.

 

Список изображений:

Рис. 1. Джон Филипп Голланд (1841-1904) – основатель фирмы «Holland Torpedo boat company» и конструктор подводных лодок.

Рис. 2. Устройство подводной лодки типа «Holland-VII»:
1, 8, 9 – резервуары воздуха высокого давления; 2 – торпедозаместительные цистерны;  3 – компас; 4 – главная балластная цистерна; 5 – трюмный насос; 6 – аккумуляторный отсек; 7 – топливная цистерна; 10 – торпедный аппарат; 11 – дифферентная цистерна; 12 – уравнительная цистерна; 13, 18 – вспомогательные цистерна; 14 – кингстон; 15 – бензиновый двигатель; 16 – муфта; 17 – упорный подшипник; 19 – электромотор.

Рис. 3. Подводная лодка «Fulton» перед  спуском на воду, в будущем «Сом».

Рис. 4. Подводная лодка «Сом» в доке 190? год.

Рис. 5. Подводная лодка «Сом» на железнодорожном транспортере.

Рис. 6. Подводная лодка «Сом» во Владивостоке, 1905 год. Корпус лодки опутывают сети.

Рис. 7. Атака подводной лодки «Сом» японских миноносцев.

Рис. 8. Подводная лодка на Дальнем Востоке, 1910-е гг.

Рис. 9. Экипаж подводной лодки «Сом», 1915 год.

Рис. 10. Рубка подводной лодки «Сом», 2015 год.