Подводные лодки дореволюционной постройки –участники Великой Отечественной войны

размещено в: Без рубрики, Новости, Новости музея | 0

К началу Великой Отечественной войны в составе Военно-Морского Флота СССР было несколько подводных лодок, построенных еще до революции 1917 года, которые базировались на Черном и Балтийском морях.

Подводные лодки типа «Американский Голланд» (АГ)

Субмарины типа АГ строились компанией американского конструктора Джона Голланда во время Первой Мировой войны. Эти подлодки были закуплены Россией и доставлены на ее территорию в разобранном виде. Они представляли собой однокорпусные дизель-электрические лодки, длиной около 46 метров. Надводный ход обеспечивался двумя дизельными двигателями, подводный – двумя электромоторами. Предельная глубина погружения – до 100 метров. Максимальная скорость, которую лодки могли развивать в надводном положении – до 13 узлов (миль в час), в подводном – более 10 узлов. Вооружение субмарин состояло из четырех носовых торпедных аппаратов, артиллерийского орудия и пулемета. Подлодки типа АГ использовались в ходе Первой Мировой войны, участвовали в боевых действиях Гражданской войны в России. К началу Великой Отечественной войны в составе Черноморского флота СССР находилось пять подводных лодок этого типа.

Подлодка А-1 (проект Holland-602GF, первоначальное название АГ-23)

Лодка заложена в Канаде в 1916 году и в том же году, в разобранном виде, доставлена на территорию России; была перезаложена в Николаеве в апреле 1917 года. В 1920 году достроена и включена в состав Морских сил Черного и Азовского морей, став первой советской подлодкой на Черном море; принимала участие в Гражданской войне в России на стороне «красных». Субмарина неоднократно переименовывалась, с 1934 года носила название А-1.

В начале июня 1941 года лодка была отправлена на капитальный ремонт в Севастополь; во время героической обороны города получила многочисленные повреждения от авианалетов и артиллерийских обстрелов противника. При эвакуации Красной армии из Севастополя в 1942 году, А-1 была взорвана и затоплена. Лодка поднята и разделана на металл в 1945 году.

Подлодка А-2 (проект Holland-602L, первоначальное название АГ-24)

Лодка заложена в Канаде в 1916 году и в следующем году, в разобранном виде, доставлена на территорию России; была перезаложена в Николаеве по инициативе советской власти в июне 1920 года. В 1921 году подлодка вступила в строй. Субмарина неоднократно переименовывалась, с 1934 года носила название А-2.

Начало Великой Отечественной войны лодка встретила, находясь в Севастополе на капитальном ремонте, который был закончен к августу 1941 года. А-2 под командованием К.И. Чебышева в 1941–1942 годах неоднократно выходила в боевые походы, действовала на коммуникациях противника, выполняла специальные разведывательные задачи. В сентябре 1942 года командиром субмарины назначен Б.С. Буянский, под руководством которого экипаж одержал первую победу – 10 октября 1943 года торпедами была потоплена германская быстроходная десантная баржа F-474 (водоизмещение – 220 брутто-регистровых тонн).

Подводная лодка несла боевую службу на Чёрном море до конца Великой Отечественной войны, совершив двадцать боевых походов. А-2 была выведена из состава флота и разделана на металл в 1950 году.

Подводные лодки дореволюционной постройки –участники Великой Отечественной войны, изображение №1

Подлодка А-3 (проект Holland-602L, первоначальное название АГ-25)

Лодка заложена в Канаде в 1916 году и в следующем году, в разобранном виде, доставлена на территорию России; была перезаложена в Николаеве по инициативе советской власти летом 1920 года. В 1922 году подлодка вступила в строй. Субмарина неоднократно переименовывалась, с 1934 года носила название А-3.

В первые месяцы Великой Отечественной войны подводная лодка, которой командовал Н.И. Малышев, активно действовала на коммуникациях противника. В ноябре 1941 года командиром субмарины назначен С.А. Цуриков, под руководством которого экипаж одержал первую победу – 29 мая 1942 года торпедами был потоплен румынский транспорт «Сулина» (3 495 брт) с грузом на борту.

Во время войны А-3 совершила двадцать боевых походов. Подводная лодка пропала без вести в очередном походе, перестав выходить на связь после 28 октября 1943 года. По всей видимости, она погибла, подорвавшись на мине. Место гибели лодки не обнаружено, на ее борту находилось 32 члена экипажа.

Подводные лодки дореволюционной постройки –участники Великой Отечественной войны, изображение №2

Подлодка А-4 (проект Holland-602L, первоначальное название АГ-26)

Лодка заложена в Канаде в 1916 году и в следующем году, в разобранном виде, доставлена на территорию России; была перезаложена в Николаеве по инициативе советской власти в октябре 1920 года. В 1923 году подлодка вступила в строй. Субмарина неоднократно переименовывалась, с 1934 года носила название А-4.

Во время Великой Отечественной войны подводная лодка активно действовала на коммуникациях противника и совершала транспортные рейсы в осажденный Севастополь. А-4 несла боевую службу на Чёрном море до конца войны, совершив шестнадцать боевых походов. Субмарина была выведена из состава флота и разделана на металл в 1947 году.

Подводные лодки дореволюционной постройки –участники Великой Отечественной войны, изображение №3

Подлодка А-5 (проект Holland-602GF, первоначальное название АГ-21)

Лодка заложена в Канаде в 1916 году и в следующем году, в разобранном виде, доставлена на территорию России; была перезаложена в Николаеве в феврале 1917 года, вступила в строй в феврале 1918 года. Во время Гражданской войны в России переходила под контроль различных противоборствующих сил; при эвакуации войск Антанты из Крыма в 1919 году, затоплена по распоряжению британского командования. Подлодка в 1928 году была поднята, отремонтирована и с 1930 года вернулась в строй. Субмарина неоднократно переименовывалась, с 1934 года носила название А-5.

Начало Великой Отечественной войны лодка встретила, находясь в Севастополе на ремонте, который был закончен к августу 1941 года. А-5 в 1941–1942 годах, под командованием Г.А. Кукуя, активно действовала на коммуникациях противника. Субмарина одержала первую победу 11 июля 1942 года, атаковав торпедами и вынудив выброситься на мель румынский транспорт «Ардеал» (5 695 брт). В декабре 1942 года командиром был назначен В.И. Матвеев, под руководством которого подлодка несла службу до окончания боевых действий на Черном море.

Во время Великой Отечественной войны субмарина совершила тринадцать боевых походов. 6 марта 1945 года за боевые успехи А-5 была награждена орденом Красного Знамени. Лодка выведена из боевого состава флота в августе 1945 года, несколько лет использовалась в качестве плавучей зарядовой станции, после чего была разделана на металл.

Подводные лодки дореволюционной постройки –участники Великой Отечественной войны, изображение №4

Подводные лодки типа «Барс»

Разработанные под руководством И.Г. Бубнова лодки типа «Барс», представляли собой мореходные однокорпусные дизель-электрические подлодки увеличенного водоизмещения. Надводный ход обеспечивался двумя дизелями, мощность которых на разных моделях составляла от 250 до 1320 л/с каждый. Под водой лодки перемещались благодаря двум электромоторам мощностью по 450 л/с. Максимальная глубина погружения – около 90 метров. Максимальная скорость, которую лодки могли развивать в надводном положении – около 10 узлов (некоторые из модификаций проекта – до 16 узлов), в подводном – до 9 узлов. Вооружение субмарин состояло из четырёх трубчатых торпедных аппаратов (два носовых, два кормовых), палубных торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого (от четырёх до восьми) и артиллерийских орудий (от одного до трёх), кроме того, некоторые модели могли нести до восьми мин. С 1916 года на лодках стали устанавливать пулемёты.

К началу Великой Отечественной войны на Балтике продолжали нести службу две подлодки этого типа.

Подлодка Б-2 (первоначальное название «Пантера»)

Лодка заложена в 1914 году, вошла в состав флота в 1916; принимала участие в Первой Мировой войне и в боевых действиях Гражданской войны в России на стороне «красных». 31 августа 1919 года субмарина под командованием А.Н. Бахтина одержала первую победу советского подводного флота, потопив торпедами британский эсминец «Виттория». Подлодка неоднократно переименовывалась, с 1934 года носила название Б-2.

Во время Великой Отечественной войны лодка совершила один боевой поход; в сентябре 1941 года при налете вражеской авиации на Кронштадт сбила артиллерийским огнем германский бомбардировщик. С 1942 года субмарина выведена из боевого состава флота, в 1943 была переоборудована в плавучую зарядовую станцию и в этом качестве использовалась до конца Великой Отечественной войны. Подлодка разделана на металл в 1955 году.

Подводные лодки дореволюционной постройки –участники Великой Отечественной войны, изображение №5

Подлодка Б-4 (первоначальное название «Ягуар»)

Лодка заложена в Ревеле (сейчас – столица Эстонии Таллин) в 1914 году, спущена на воду в 1916, вошла в состав флота в октябре 1917. Принимала участие в Гражданской войне в России на стороне «красных». Субмарина неоднократно переименовывалась, с 1934 года носила название Б-4.

В 1936 году подлодка выведена из боевого состава флота и переоборудована в плавучую зарядовую станцию. Б-4 использовалась в этом качестве на протяжении всей Великой Отечественной войны. Субмарина разделана на металл в 1956 году.


Источники, использованные при подготовке публикации:

1. Интернет-портал «Великая Отечественная – под водой»

2. Интернет-портал «Штурм Глубины»

Изображения

1. Подлодка А-4

Источник фото:

http://www.sovboat.ru/photo/a4.jpg

2. Подлодки А-5 и А-2 в Севастополе

Источник фото:

http://www.sovboat.ru/photo/a5_a2.jpg

3. Подлодка А-5

Источник фото:

http://www.sovboat.ru/photo/a5_1.jpg

4. Потопление подлодкой А-3 румынского транспорта «Сулина» (29 мая 1942 года).

Источник фото:

http://www.sovboat.ru/photo/a3Sulina.jpg

5. Подлодка Б-2

Источник фото:

http://www.sovboat.ru/photo/b2.jpg