Подводные лодки Флотилии Северного Ледовитого океана в Первой Мировой войне

размещено в: Статьи | 0

Во время жесточайшего противостояния Первой Мировой войны России была жизненно необходима связь по морю с государствами-союзниками, но традиционные коммуникации (Балтийский и Черноморский пути) перекрывались Германией и Османской империей, а остававшийся незаблокированным Владивосток, находился на значительном удалении от центра страны. В этой ситуации Император Николай II и другие представители высшего руководства России обратили своё внимание на Северный Ледовитый океан.

В 1915 году на побережье Баренцева моря, в акватории незамерзающего Кольского залива (сейчас – территория города Мурманска) началось сооружение порта, к которому прокладывалась ветка железной дороги. На отдалённых рубежах государства началось создание нового транспортного узла океанского масштаба. Для противодействия кораблям и подводным лодкам противника в феврале 1916 года образован Отряд судов обороны Кольского залива, находившийся в подчинении командованию Балтийского флота. В июле того же года, по Высочайшему повелению Императора, было сформировано первое самостоятельное соединение российских военно-морских сил на Севере – Флотилия Северного Ледовитого океана, которая состояла из боевых кораблей различных типов, в том числе подводных лодок.

Всего в состав Флотилии входили четыре субмарины, предназначавшиеся для содействия в обороне портов.

 

Подводная лодка “Дельфин”

Подлодка, построенная под руководством выдающегося инженера Ивана Григорьевича Бубнова, была спущена на воду в 1903 году и стала первой субмариной, включенной в состав российского флота. Во время Русско-японской войны «Дельфин» нёс боевую службу на Дальнем Востоке. Лодка представляла собой малую однокорпусную бензин-электрическую субмарину, длиной около 20 метров. Надводный ход обеспечивался шестицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 300 л.с., подводный – электромотором мощностью 120 л.с. Её вооружение состояло из внешних торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого, оснащённых двумя торпедами (более подробно про эту субмарину рассказывалось в одной из прошлых публикаций на сайте Музея: http://музеймаринеско.рф/bubnov-i-g-u-istokov-rossijskogo-podvodnogo-flota-1-chast/).

Во время Первой Мировой войны принято решение о перебазировании «Дельфина» на Север, и в мае 1916 года по железной дороге он был направлен в Котлас, затем – на баржах по Северной Двине до Архангельска. В августе того же года пароход отбуксировал субмарину из Белого моря в Баренцево, к новому месту базирования в Александровске (сейчас – город Полярный Мурманской области). С октября 1916 года «Дельфин» вошёл в состав Дивизиона особого назначения Флотилии Северного Ледовитого океана, в феврале следующего года включен в Отряд судов охраны Кольского залива.

В апреле 1917 года лодка, находясь в базе, была сильно повреждена штормом, и в августе того же года исключена из состава флота. В 1920-х годах «Дельфин» некоторое время использовался в качестве судоподъёмного понтона, а в 1932 году первый корабль российских подводных сил разделан на металл.

 

Подводные лодки № 1 и № 2

Подлодки № 1 и № 2, построенные по проекту «Голланд-27B» («Тип 13»), разработанному американским изобретателем Джоном Филипом Голландом, были спущены на воду в 1914 году. Субмарины несли боевую службу в условиях Первой Мировой войны на Балтийском море, входили в состав Дивизиона подводных лодок особого назначения.

Подлодки этого проекта представляли собой малые однокорпусные дизель-электрические субмарины, длиной около 20 метров, которые предназначались для использования вблизи берега при обороне портов. Надводный ход обеспечивался дизелем мощностью 50 л.с., подводный – электромотором мощностью 35 л.с. Их вооружение состояло из двух носовых торпедных аппаратов (более подробно о подлодках этого типа рассказывалось в одной из прошлых публикаций на сайте Музея: http://музеймаринеско.рф/holand-27b/).

Летом 1915 года было принято решение о перебазировании подводных лодок № 1 и № 2 на Белое море для содействия в обороне Архангельска. Субмарины доставлены до Вологды по железной дороге, откуда на баржах прибыли в Белое море к 04 августа 1915 года. Осенью того же года обе лодки решено передислоцировать в Кольский залив Баренцева моря для обороны города Александровск. Субмарины, следуя на буксире парохода «Сергей Витте», используемого ими в качестве плавучей базы, 11 октября 1915 года начали переход в Кольский залив, сопровождаемые вспомогательным крейсером «Василий Великий». 15 октября, уже после прохода кораблями горла Белого моря, начался сильный шторм, в результате которого лодку № 2 выбросило на берег, а лодка № 1 была отбуксирована крейсером «Василий Великий» обратно в Архангельск. Весной следующего 1916 года подводная лодка № 2 была обнаружена в прибрежной полосе Кольского полуострова недалеко от мыса Святой Нос, расположенного на границе Баренцева и Белого морей. Повреждения, полученные ею, и труднодоступность района аварии делали нецелесообразными подъём и восстановление субмарины. С неё были сняты наиболее ценные механизмы, а сама подлодка оставлена в месте крушения.

Летом 1916 года лодку № 1 всё-таки удалось перебазировать в Баренцево море на ледокольном пароходе «Айсланд» («Семён Челюскин»), где она вошла в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. Низкие боевые характеристики привели к тому, что подлодка фактически не покидала территории порта, а её использование ограничивалось подготовкой моряков-подводников. В апреле 1917 года субмарина затонула в базе во время шторма, через несколько месяцев поднята, но в строй больше не возвращалась. В августе того же года она была исключена из состава флота, а в 1920 году транспортирована в Архангельск, где разделана на металл.

 

Подводная лодка “Святой Георгий”

Подлодка, построенная в Италии по заказу российского флота, была спущена на воду в апреле 1917 года. Она представляла собой небольшую двухкорпусную дизель-электрическую субмарину, длиной около 45 метров. Надводный ход обеспечивался двумя дизелями мощностью 360 л.с., подводный – двумя электромоторами мощностью по 125 л.с. Её вооружение состояло из двух носовых торпедных аппаратов (боекомплект – 4 торпеды) и артиллерийского орудия.

Первым командиром лодки стал выдающийся российский подводник Иван Иванович Ризнич. Под его командованием субмарина, в основном рассчитанная на боевые действия вблизи берега, совершила первый в мировой истории автономный трансокеанский переход. В июне 1917 года подлодка «Святой Георгий» вышла в Средиземное море из итальянского порта и к 09 сентября 1917 года прибыла в Архангельск, где была включена в состав Флотилии Северного Ледовитого океана (более подробно об этом переходе и жизненном пути И.И. Ризнича рассказывалось в одной из прошлых публикаций на сайте Музея: http://музеймаринеско.рф/ivan-ivanovich-riznich-sudba-podvodnika/).

Субмарина из-за своих технических особенностей была мало пригодна к использованию в условиях Севера. Во время Гражданской войны в России лодка переходила под контроль различных противоборствующих сторон. В ноябре 1919 года, по распоряжению командования морских сил антибольшевистского Временного правительства Северной области, она перебазирована в Мурманск. После установления советской власти в этом регионе в 1920 году, название подлодки «Святой Георгий» было изменено на «Коммунар», с лета того же года она вновь базируется в Архангельске. В 1921 году субмарина выведена из боевого состава флота и законсервирована. После 1924 года лодка некоторое время использовалась в качестве судоподъёмного понтона, а затем была разделана на металл.

 

Подводные лодки Флотилии Северного Ледовитого океана не имели боевых успехов во время Первой Мировой войны, что было вызвано их техническим несовершенством и слабой пригодностью к использованию в Арктике. Тем не менее, боевая служба субмарин на Севере продемонстрировала мужество и профессионализм их экипажей, выполнявших свой долг в тяжёлых условиях, а первый в мире трансокеанский переход субмарины «Святой Георгий» навсегда вошёл в историю российского подплава.

 

Источники и литература

  1. Жалнин Д.Е. Флотилия Северного Ледовитого океана // Портал о развитии Арктики – GoArctic.ru
    https://goarctic.ru/work/flotiliya-severnogo-ledovitogo-okeana/
  2. Интернет-портал «Штурм Глубины»

 

Фотографии

  1. Подлодка «Дельфин» (Балтийское море, 1904 год).
    Источник фото: https://ic.pics.livejournal.com/vita_life777/48889071/798199/798199_1000.jpg
  2. Подлодка № 2; стоит рядом – И.И. Ризнич, её командир в тот период (Архангельск, 1915 год).
    Источник фото: Интернет-портал «Штурм Глубины».
  3. Транспортировка подлодок проекта «Голланд-27B» на Север по железной дороге (1915 год).
    Источник фото: http://www.navy.su/navysub1917/27b/images/27-b_0.jpg
  4. Подъём Андреевского флага на подлодке «Святой Георгий» (Италия, 07 мая 1917 года).
    Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ca/Russian_submarine_Saint_George_20_may_1917.png
  5. Подлодка Святой Георгий (Средиземное море, 1917 год).
    Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/54/Submarine_Svyatoy_Georgiy.jpg