Подводные лодки иностранной постройки –участники Великой Отечественной войны. Часть 2

размещено в: Новости | 0

Мы продолжаем рассказывать о субмаринах ВМФ СССР иностранной постройки, участвовавших в Великой Отечественной войне. Очередная публикация посвящена подлодкам, которые до 1940 года входили в состав морских сил Латвии и Эстонии.

Подводные лодки типа «Ronis»

Субмарины типа «Ronis» строились во Франции по заказу Латвии в 1925–1927 годах, представляли собой однокорпусные дизель-электрические лодки, длиной около 50 метров, предназначавшиеся для прибрежных действий. Надводный ход обеспечивался двумя дизельными двигателями мощностью 650 л/с каждый, подводный – двумя электродвигателями по 350 л/с. Вооружение субмарин этого типа состояло из двух носовых и четырех забортных 457-мм торпедных аппаратов, и артиллерийского орудия.

Подлодка “Ронис”, взорванная в Либаве

Подлодки «Ронис» («Ronis») и «Спидола» («Spidola»)

Лодки «Ronis» (в переводе с латышского – «тюлень») и «Spidola» (названа в честь героини латышского эпоса) заложены в 1925 году во Франции по заказу Латвии, в 1927 году вступили в строй. После вхождения Латвии в 1940 году в состав СССР, субмарины были зачислены в Балтийский флот под наименованиями «Ронис» и «Спидола».

К началу Великой Отечественной войны лодки находились в порту Либавы (в настоящее время – латвийский город Лиепая) в ожидании ремонта. В июне 1941 года подлодки были взорваны во избежание захвата противником; разделаны немцами на металл в 1942 году.

 

Подлодки “Ронис” и “Спидола” в составе флота Латвии
 
Подлодка “Спидола” в составе ВМФ СССР

Подводные лодки типа «Kalev»

Субмарины типа «Kalev» строились в Британии по заказу Эстонии в 1935–1937 годах, представляли собой полуторакорпусные дизель-электрические подводные минные заградители. Надводный ход обеспечивался двумя дизельными двигателями мощностью по 600 л/с каждый, подводный – двумя электродвигателями. Вооружение субмарин этого типа состояло из четырех 533-мм торпедных аппаратов, автоматической пушки и двадцати мин.

Подлодка “Калев” во время ходовых испытаний. Британия, 1938 год

Подлодка «Калев» («Kalev»)

Лодка «Kalev» (названа в честь эстонского легендарного богатыря) заложена в 1935 году в Британии по заказу Эстонии, в 1937 году вступила в строй. После вхождения Эстонии в 1940 году в состав СССР, субмарина была зачислена в Балтийский флот под наименованием «Калев».

22 июня 1941 года лодка находилась в порту Либавы, с начала августа базировалась в Таллине, откуда вышла в свой первый боевой поход, осуществив постановку десяти мин. 28–30 августа 1941 года субмарина приняла участие в героическом Таллинском переходе (эвакуации Балтийского флота из Таллина). Подлодка прибыла в Кронштадт 30 августа, доставив туда 8 человек, спасенных с погибших советских судов; в ходе налета вражеской авиации во время перехода погиб один член ее экипажа.

29 октября 1941 года «Калев» отправился в очередной поход, целью которого была высадка разведгруппы на оккупированном эстонском побережье, и с этого времени перестала выходить на связь. По всей видимости, подводная лодка погибла, подорвавшись на мине. Место ее гибели не обнаружено, на борту субмарины находилось 38 членов экипажа и 3 участника разведгруппы.

Подлодки “Лембит” и “Калев” в составе флота Эстонии
 
 

Подлодка «Лембит» («Lembit»)

Лодка «Lembit» (названа в честь эстонского национального героя XIII века) заложена в 1935 году в Британии по заказу Эстонии, в 1937 году вступила в строй. После вхождения Эстонии в 1940 году в состав СССР, субмарина была зачислена в Балтийский флот под наименованием «Лембит».

Экипаж подлодки “Лембит”. 1942 год. Справа – командир А.М. Матиясевич.

22 июня 1941 года лодка находилась в порту Либавы, с начала августа базировалась в Таллине, 28–29 августа принимала участие в героическом Таллинском переходе. Подлодка прибыла в Кронштадт 29 августа 1941 года, а на следующий день ее командиром был назначен Алексей Михайлович Матиясевич, занимавший эту должность до конца войны.

14 сентября 1942 года подлодка атаковала конвой противника, впервые в истории Балтийского флота попытавшись торпедировать одновременно две цели. Одна из торпед поразила германский транспорт «Финланд» (более 5 000 брт), который через некоторое время затонул. Корабли охранения сбросили на «Лембит» 50 глубинных бомб, из-за взрывов которых возник пожар в аккумуляторной батарее, в один из отсеков начала поступать забортная вода. Командир подлодки, несмотря на полную темноту, отравленную атмосферу и большое количество раненых, личным примером стойкости и мужества сумел организовать экипаж на борьбу за живучесть субмарины. Благодаря профессионализму и слаженности действий личного состава, был ликвидирован пожар, частично устранены повреждения и прекращено поступление воды внутрь лодки. При этом Алексей Михайлович получил отравление ядовитым дымом от пожара, периодически терял сознание, но, приходя в себя, вновь включался в борьбу за спасение корабля.

В следующем боевом походе, который проходил в октябре 1944 года, «Лембит» уничтожил торпедами транспорт «Хильма Лоу» (более 2 000 брт). Всего в качестве командира подлодки А.М. Матиясевич совершил 6 боевых походов, выполнил 5 минных постановок. На минах, выставленных субмариной, предположительно, подорвалось и затонуло германское судно «Шпрееуфер» (более 200 брт).

6 марта 1945 года за боевые заслуги подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени, а в 1995 году ее командиру Алексею Михайловичу Матиясевичу за мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками в годы Великой Отечественной войны, было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

В январе 1946 года «Лембит» выведен из боевого состава флота и переформирован в учебную подводную лодку, с 1955 года переведен в категорию учебно-тренировочных станций. В 1985 году субмарина была музеефицирована и установлена на вечную стоянку в Таллине. После распада Советского Союза лодка перешла под контроль независимой Эстонии, в настоящее время является филиалом Морского музея Эстонии.

Подлодка “Лембит” после окончания Великой Отечественной войны
 
 

Источники, использованные при подготовке публикации:

  1. Интернет-портал «Великая Отечественная – под водой»

2. Интернет-портал «Штурм Глубины»