Подводные лодки «потерявшиеся» в истории русского флота

размещено в: Новости | 0

Подводная лодка как объект вооружения является «штучным изделием», судьба которого фиксируется в официальных документах и в силу этого может быть исторически отслежена. Данный постулат «работает» до тех пор, пока подводная лодка (ПЛ) находится в составе военно-морских сил и «заканчивает свое действие» с момента исключения ее из состава флота. Последнее происходит в случаях гибели ПЛ в результате боевых действий или аварийного происшествия. «Массово распространенная» причина исключения – это списание ПЛ «по старости», из-за технической непригодности и по иным причинам.

«Обычная» судьба списанных кораблей – эта передача их в Отдел фондового имущества (ОФИ), с целью хранения на плаву для последующей разделки на лом. Однако должного надзора за списанными кораблями не было, до разделки «руки не доходили» и корабли постепенно тонули в месте своего последнего пристанища. Примером такого «сохранения» старых кораблей является бухта Труда на о-ве Русский (Владивосток), в пространстве которой осталось еще несколько «корпусов» советских кораблей и подводных лодок 1950-1960 гг. постройки.

Две подводные лодки пр. 629 упокоившиеся в бухте Труда (о. Русский). Первые советские ракетоносцы 1960-х гг. постройки.
Две подводные лодки пр. 629 упокоившиеся в бухте Труда (о. Русский). Первые советские ракетоносцы 1960-х гг. постройки.

Несомненно, по формальным признакам, данные корабли, не могут быть отнесены к объектам подводного культурного наследия, хотя бы и потому, что с момента их затопления не прошло 100 лет. Однако они остаются техническими артефактами, образцами, воплотившими в себе достижения науки и техники второй половины ХХ века.

Зачастую, после исключения из состава флота, списанная подводная лодка не всегда отправляется на лом. «Жизнь» ПЛ, как технического объекта, продолжалась в совершено ином качестве, числясь «по другому ведомству». И сейчас, их конструкции сохранились, но не «опознаются» нашими современниками как подводные лодки.

Так, в 1930-е гг. Морские силы Дальнего Востока пополнились большим количеством подводных лодок, основную массу которых формировали «щуки» – ПЛ типа «Щ». Активно прослужив, в начале 1950-х гг. лодки выводились из состава Тихоокеанского флота и передавались в ОФИ. Часть из них поступала на базы «Вторчермета» – для последующей разделки, часть нашла применение в народном хозяйстве.

Оригинальным использованием подводной лодки в народном хозяйстве стал опыт владивостокского «Дальзавода». В послевоенные годы при расширении производственных мощностей, корпус одной из списанных «щук», с демонтированными внутренними устройствами и механизмами, был приспособлен как цистерна для хранения мазута и закопан (в прямом смысле слова) возле заводской ТЭЦ. В 2015 году при реконструкции территории, корпус, сохранившей конструктивные очертания «щуки», был «раскопан» и разделан на металл.

Останки прочного корпуса «щуки»
Останки прочного корпуса «щуки»
Модель подводной лодки второй конструкции С.К. Джевецкого. Экспозиция Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.
Модель подводной лодки второй конструкции С.К. Джевецкого. Экспозиция Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.

В среде владивостокских дайверов бытует легенда и о подводной лодке – «щуке», затонувшей на рейде судоразделочной базы в Амурском заливе. Полагаем, что это гипотетически допустимо, тем рассуждением, что «судораздельщики» отчитывались о результатах проделанной работы «тоннами вторчермета», а не фактом разделки конкретного корабля или судна. Затонувшая лодка «покрывалась отчетностью по тоннам», поступавшим от других объектов разделки, а со временем и сама потерялась «в отчетности». Отметим, что в 1980-х гг., в отчетах Поисково-спасательной службы Тихоокеанского флота автору встречались упоминания о подводных лодках типа «Щ», затопленные в протоке Амура (возможно Шарахунда, имя приводим на память – Ю.В.), на берегах которой располагался сталелитейный завод.

Интересна «пост-историческая» судьба подводных лодок конструкции С.К. Джевецкого. Небольшие по водоизмещению – всего 3,3 т, и размеру – 6 м длины, малые подводные лодки были построены большой серией – 50 ед., и в течение 1880-х гг. входили в состав оружия приморских крепостей на Балтике и Черном море.

 
 
Бакен, плавучую основу которого составляют две корпуса подводной лодки конструкции С.К. Джевецкого.
Бакен, плавучую основу которого составляют две корпуса подводной лодки конструкции С.К. Джевецкого.

В первой половине 1890-х гг., по факту морального старения, лодки были списаны и несколько «корпусов» были приспособлены как основания для бакена, плавучей конструкции для размещения гидрографических огней. Прослужив несколько десятков лет, бакены были списаны и дальнейшая судьба их «корпусов» осталась не известной.

С началом Русско-японской войны две подводных лодки третьей конструкции С.К. Джевецкого, были переоборудованы по проектам лейт. С.А. Яновича и А.С. Боткина, стали известные как «Кета» и «Чилим», и перевезены на Дальний Восток. Базируясь на Николаевск на Амуре, «Кета» отличилась в обороне Амурского лимана, выполнив вторую, в истории российского подплава, атаку кораблей неприятеля. С окончанием войны обе лодки были списаны и переданы в распоряжение порта. Дальнейшая судьба «Кеты» остается не известной до сих пор. Последнее историческое свидетельство существования «Чилима» относится к 1920 году и представлено фотоснимками американских интервентов, позировавших на фоне лодки.

Подводная лодка «Кета».
Подводная лодка «Кета».
Подводная лодка конструкции лейт. А.С. Боткина, январь 1920 года
Подводная лодка конструкции лейт. А.С. Боткина, январь 1920 года

В те же годы Русско-японской войны, во Владивосток и Порт-Артур было перевезено несколько подводных лодок конструкции С.К. Джевецкого, с перспективами их боевого использования. Документальные подтверждения реализации этих замыслов не опубликованы, однако «факт присутствия» подводной лодки С.К. Джевецкого сохранился на любительских фотографиях, сделанных во Владивостоке в 1920 году.

Подводные лодки конструкции лейт. А.С. Боткина (слева) и С.К. Джевецкого, на территории Военного порта Владивостока, январь 1920 года
Подводные лодки конструкции лейт. А.С. Боткина (слева) и С.К. Джевецкого, на территории Военного порта Владивостока, январь 1920 года

С именем Владивостока связана судьба многих подводных лодок отечественного флота. Так, в 1905 году 13 подводных лодок были перевезены из Петербурга во Владивосток, где вошли в состав первого боевого соединения – «Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров».

Однако, не имея достаточного боевого и технического потенциала, семь подводных лодок были списаны к 1914 году и оставлены на территории Военного порта. Последние известные нам свидетельства существования одной из этих лодок – «Форели», представлены фотографиями белочехов, снявшихся в 1918 году рядом с ней

Подводная лодка «Форель» во Владивостоке, 1918 год
Подводная лодка «Форель» во Владивостоке, 1918 год

Дальнейшая их судьба неизвестна, лодки «потерялись в истории».

Одной из распространенных версий, не получившей документального подтверждения – это продажа подводных лодок в Китай, на лом.

Однако по нашему мнению, данная хозяйственная операция не имела экономического смысла. Лодки обладали небольшим водоизмещением и, соответственно, малым «выходом металла», и формами корпуса, не способствующими ни размещению на борту грузового судна, ни буксировке. Так, водоизмещение «Форели» составляло 17 т., что обеспечивает «выход металла» порядка 12-13 т., водоизмещение «Чилима» составляло всего 10-11 тонн. Пять списанных подводных лодок типа «Осетр» имели большее водоизмещение – 136 т, но были совершенно не пригодны для дальних морских переходов, даже на буксире. В любом случае, затраты на транспортировку подводных лодок до Китая, существенно, если не полностью, «съедают» все экономические выгоды от их разделки. Да и в те годы массового разграбления интервентами Дальнего Востока России, вывозили куда более ценные товары, нежели металлом.

Возможно, лодки были разделаны на лом позже, в 1920-1930 гг. Документального подтверждения этого так же нет.

Возможно, подводные лодки были выведены в «дальние углы» Владивостока и брошены. Такой ход событий рождает гипотезу: упокоившиеся первые подводные лодки Русского ВМФ, сохранились до современности и ожидают часа своего открытия…

 
 

Музей истории подводных сил им. А.И. Маринеско

5 фев в 12:42
Редактировать