Подводные силы Русского ВМФ в Первой Мировой войне. Часть 1. 1914 год

размещено в: Новости | 0

Из истории Подводных сил России

Противоречия  между ведущими империалистическими державами того времени – Германией и Австро-Венгрией с одной стороны и Великобританией,  Францией и Россией с другой, стали формироваться и нарастать задолго до начала войны, еще с конца XIX века. «Сараевский инцидент», произошедший 28 июня 1914 года повлек за собой череду «встречных ультиматумов и ответных мобилизаций» европейских государств. В итоге этих, зачастую амбициозных и непродуманных действий, Австро-Венгрия объявила войну Сербии 28 июля, Германия объявила войну России 1 августа, Франции – 3 августа и Бельгии – 4 августа. В этот же день Великобритания объявила войну Германии. Началась Первая Мировая война, в пространство которой к исходу 1914 года было втянуто 10 стран.

В войне Германии и России главное значение имел сухопутный театр военных действий. Признавая несомненную слабость Балтийского флота в сравнении с германским флотом, русское командование с началом войны ставило исключительно оборонительные задачи, имея своей целью «…воспрепятствовать противнику проникнуть в восточную часть Финского залива, за меридиан острова Нарген, хотя бы и временно, обеспечив мобилизацию сухопутных войск Петербургского военного округа, имеющих ближайшей задачей защиту столицы…».

В последние предвоенные дни подводные лодки УОПП покинули Либаву и на буксире транспорта «Анадырь» прибыли в Ревель. Подводные лодки Бригады ПЛ сосредоточились  в финских шхерах рейда Векшер, приняв на борт боевые торпеды.  В ночь на 31 июля, за сутки до объявления  войны, предупреждая внезапное нападение германских кораблей, Балтийский флот выставил минные заграждения между Наргеном и Поркалла-Удд.

Мины готовые к постановке

Для прикрытия минно-заградительной операции в устье Финского залива была выставлена дозорная линия русских крейсеров, возвращавших все суда, идущие на восток. Восемь подводных лодок были развернуты на позициях в две линии, в 10-15 милях западнее района заграждения, за параллелью мыса Пакерорт. Вывод подводных лодок на позиции обеспечивал миноносец «Молодецкий». В течение полутора суток лодки находились  в дозоре, отстаиваясь на якорях в свежую погоду. Ветер доходил до 5 баллов, качка – до 300. К исходу дня 1 августа подводные лодки покинули позицию, вернувшись на рейд Векшер.

Решительные действия германского флота в Балтийском море в первые дни войны могли оказать громадное влияние на ход дальнейших военных действий. Однако  превентивные действия Балтийского флота и боязнь нападения Королевского флота Великобритании существенно ограничили боевую активность германского флота на Балтийском море в начале войны.    

Первейшей задачей Балтийского флота в эти дни была защита морских подступов к Санкт-Петербургу, посредством боя на центральной минно-артиллерийской позиции до последней возможности. «Отступления не будет» – так объявил флоту его командующий, в.-адм. Н.О. Эссен. В ожидании генерального сражения Балтийский флот находился до начала сентября 1914 года. Подводные лодки систематически несли позиционную службу перед центральным минным заграждением.

Подводная лодка “Аллигатор” на позиции

В эти дни рейд Векшер был оборудован как передовая маневренная база.  Был поставлен бон для ограничения подходов к месту стоянки, приведены  баржи с углем, бензином и смазочным маслом, для охраны и обеспечения рейда присланы два моторных мореходных катера. Опасаясь выступления Швеции, Балтийский флот приступил к усилению флангово-шхерной позиции, постановкой минных заграждений на подходах к Гангэ, развитием постов Службы наблюдения и связи (СНиС) в Або-Оландском районе.

Подводная лодка “Окунь” в Мариенхамне

В условиях приоритета боевых действий во Франции и постоянной угрозы со стороны английского флота, Германия относила восточный фронт и Балтийское море к второстепенным театрам военных действий. Для действия на Балтике были выделены небольшие военно-морские силы, при необходимости поддерживаемые крупными силами, переходящими на Балтику через Кильский канал.

В августе 1914 года германские легкие силы  совершили ряд набеговых операций. Так, 2 августа германские крейсеры выставили мины у Либавы и обстреляли город.  11 и 13 августа германские крейсера обстреляли  маяки Бенгшер и Дагерорт, и пограничные посты у Полангена. Русские подводные лодки выходили в море на позиции, но в силу свежей погоды и ухода германских кораблей на юг, были возвращены в базу.  17 августа отряд германских кораблей в составе двух крейсеров, минного заградителя и трех миноносцев выставили минное заграждение из 200 мин в устье Финского залива, а на следующий день совершил обстрел маяков. Германские корабли не дошли до позиций русских подводных лодок, хотя и были в пределах их видимости. 23 августа крейсер «Амазоне» в сопровождении миноносцев произвел обстрел Либавы, в последующие дни германский отряд из трех крейсеров, трех миноносцев и подводной лодки провели операцию в устье Финского залива, потеряв при этом крейсер «Магдебург». 27 августа крейсер «Аугсбург» с сопровождающими его миноносцами вступил в перестрелку  с  «Баяном» и «Адмиралом Макаровым», пытаясь вывести русские крейсера на позиции германской подводной лодки «U-3».

Поставленное немцами минное заграждение, было обнаружено 20 августа 1914 года, по  подрывам на них двух голландских пароходов. Это свидетельствовало об отсутствии желания немцев прорываться в Финский залив. Из документов, найденных в сентябре при обследовании крейсера  «Магдебург», так же следовало, что германский флот не имеет наступательных намерений  в Балтийском море.

В итоге, в начале сентября 1914 года угроза вторжения германского флота в восточную часть Финского залива была признана несущественной. Это позволило снять из столичного гарнизона и частей, расквартированных в Финляндии порядка 200 тыс. войск и перевести их на фронт.

С учетом изменения  оперативной обстановки на Балтийском море, русское командование приступило к укреплению позиций в Рижском заливе. 31 августа подводные лодки «Дракон» и «Минога» в обеспечении канонерской лодки «Храбрый» и миноносца «Послушный» перешли в Моонзунд. Днем лодки должны были патрулировать в районах вероятного нахождения вражеских кораблей, на ночь возвращаться к «Храброму». Через несколько дней на смену должна приходить новая пара лодок, а сменившиеся возвращались на рейд Векшер для отдыха. Одновременно с этим в Моонзунде сосредоточились эсминцы 1-й Минной дивизии Балтийского флота.  Таким образом, одновременно достигалась возможность контроля в южном направлении – и над Рижским заливом, и в северном направлении – над устьем Финского залива

В Або-Оландском шхерном районе была сосредоточена 2-ю Минная дивизия, на которую возлагались задачи «…развития операций в и прилегающей к нему части Балтийского моря…». Для укрепления Або-Оландской шхерной позиции 3 октября в Мариэхамн пришла подводная лодка «Белуга» в обеспечении транспорта «Оланд». Позже к ним присоединились подводные лодки «Макрель» и «Минога».

Подводная лодка “Минога”

Сомнительным боевым пополнением стали малые подводные лодки № 1, № 2 и № 3, построенные для Военного министерства и переданные Балтийскому флоту в октябре 1914 года. Обладая малыми размерами и, соответственно низкой мореходностью, лодки стали базироваться в Балтийском  порту, с задачами защиты южных фарватеров центрального минного заграждения. 

В  начале сентября 1914 года крупный отряд кораблей германского флота, в составе 7 линейных кораблей, одного тяжелого и пяти легких крейсеров и нескольких флотилий эсминцев, совершил демонстрацию  в устье Финского залива, с целью выманить и разгромить русские военно-морские силы. 6 сентября передовой отряд противника из двух линейных кораблей, одного тяжелого и одного легкого крейсеров, и нескольких эсминцев был обнаружен русскими дозорными крейсерами, отошедшими на восток. Находившиеся на позициях «Дракон» и «Минога» начали сближение, но не смогли атаковать неприятеля,  повернувшего и ушедшего на вест. По получении сведений о противнике, подводные   лодки,  находившиеся   на  рейде  Векшер,  вышли  на  позиции перед центральным минным заграждением.

Утром 7 сентября на поиск противника вышла «Акула», которая, не обнаружив такового и имея распоряжение «действовать по обстоятельствам», пошла по направлению к берегам Швеции. В ночь на 8 сентября «Акула» обнаружила дозорные миноносцы противника, подверглась атаке и ответно атаковала противника торпедой, не добившись успеха. Возвращаясь обратно, «Акула» встретилась с русскими дозорными миноносцами, при этом стороны приняли друг друга за противника. Уклонившись погружением, к ночи 9 сентября «Акула» пришла в Моонзунд.  Поход «Акулы», выполненный по инициативе ее командира, стал первым боевым походом подплава Русского ВМФ с начала войны, приведшим к боевому столкновению с противником и наглядно показал возможность активного и маневренного использования подводных лодок

Подводная лодка “Акула”

.

В развитие активных операций было предложено перебазирование 1-го дивизиона Бригады ПЛ из Векшер в Куйваст, что обеспечивало защиту Рижского залива и балтийских вод, прилегающих к Моозундскому архипелагу.

Однако реализации данных планов помешала очередная демонстрация германского флота – в конце сентября 1914 года крупные силы германского флота имитировали высадку десанта на курляндском побережье с целью воспрепятствовать переброске в Галицию русских войск, стоящих в северной Польше. 24 сентября 14 линейных кораблей вместе с крейсерами, миноносцами и транспортами подошли к  Виндаве, где крейсеровали в течение суток, после чего ушли в свои базы.

Считая, что неприятель будет держаться у Виндавы несколько дней, туда были посланы «Акула» и «Дракон». Однако «Акула» не смогла выйти из-за неисправности механизмов, а «Дракон» из-за штормовых условий прибыл к о-ву Фильзанд 25 сентября, где и находился до 1 октября в ожидании возможного возращения германских кораблей и судов. На случай появления неприятельских сил у входа в Финский залив – возле о-ва Даго, была развернута Бригада ПЛ.

8 октября 1914 года русские миноносцы поставили оборонительные минные заграждения у Виндавы. В этот же день на Либаву пришла подводная лодка «Крокодил»,  совершившая затем поход  в  район Мемель – Данциг, в котором  не имела встречи с противником. 

В сентябре-октябре 1914 года произошли знаковые события в войне на море. Так, 22 сентября германская подводная лодка «U-9» несколькими последовательными атаками потопила английские броненосные крейсера «Абукир», «Хог» и «Кресси», находящиеся в дозоре в Северном море. 11 октября германская лодка «U-26» потопила крейсер «Паллада», погибший со всем экипажем.

Данные события резко изменили взгляды командования военно-морских сил всех воюющих государств на применение подводных лодок, которые были признаны новым фактором войны на море. На дозорных линиях вместо крейсеров повсеместно стали применяться эсминцы и миноносцы, которые постепенно становились и противолодочными кораблями. Выходы крупных кораблей были ограничены и совершались, как правило, в противолодочном охранении. Русский ВМФ не стал исключением. Все крупные корабли были возвращены в базы, в дозоры стали ходить эсминцы и миноносцы.  

Признав боевую ценность подводных лодок, и осознавая  как недостаточное количество, так и невысокие боевые качества имеемых подводных лодок, командование стало торопить  с  постройкой  «барсов»,   искать пути получения новых, более совершенных подводных лодок. Поскольку  поступление новых  кораблей было возможно только в отдаленном будущем, то в ближайшее время было решено  усилить  подводные  силы  за счет переброски подводных лодок с Дальнего Востока.  Иной возможностью усиления русского подплава стала перспектива присылки на Балтику английских подводных лодок, с просьбой о которой обратились к союзной Великобритании.

Королевский флот  направил  на Балтику три подводные лодки – «Е-1», «Е-9» и «Е-11», которые вышли в середине октября 1914 года. Преодолев германское сторожевое охранение, английские подводные лодки «Е-1» и «Е-9» прибыли в Либаву. «Е-11», задержавшись с выходом в море, встретила в балтийских проливах сильное сторожевое охранение германских кораблей и была вынуждена вернуться обратно. Командующий флотом в.-адм.  Н.О. Эссен, назвал прорыв английских лодок на Балтику «молодецким делом».

Английские ПЛ типа «Е» представляли собой современный класс больших подводных лодок водоизмещением 750/860 т. и  скоростью хода 15/9,5 уз.,  дальностью плавания 3 200 миль и автономностью 9-10 сут. Вооружение – два носовых и один кормовой торпедные аппараты, лодки были оснащены радиостанциями. «Е-1» и «Е-9» вошли в оперативное подчинение командующего  Балтийского  флота,  на  каждую лодку был назначен русский штурман.  По своим качествам английские субмарины превосходили все русские подводные лодки и были в состоянии вести активные операции в открытом море. По оценкам современников «…Личный состав самый отборный. По-моему, это идеал того, что можно иметь….».

Английская подводная лодка Е-1

25 октября 1914 года «Е-1», «Е-9» и «Крокодил» вышли на первую совместную боевую операцию в Данцигскую бухту. При выходе из базы, «Крокодил» отстал от английских лодок, потерял их и был вынужден вернуться обратно. В последующие два дня «Е-1» и  «Е-9» провели поиск в Данцигской бухте, где неудачно атаковали германские миноносец и легкий крейсер, после чего перешли к о-ву Готланд. 30 октября лодки были встречены русскими миноносцами и проведены сначала в Лапвик, а затем в Ревель. Для обеспечения деятельности английским подводным лодкам был придан учебный корабль «Рында», как плавбаза.

Английская подводная лодка Е-9

Неудачи Русской армии в Восточной Пруссии, постигшие ее осенью 1914 года, поставили задачу защиту ее фланга со стороны моря. Главные силы Балтийского флота были оставлены для обороны центрального минного заграждения в Финском заливе. Поэтому для защиты фланга Русской армии и борьбы на морских коммуникациях противника был сделан упор на активные минные заграждения.  Подводным лодкам отводилась роль прикрытия минно-заградительных сил Балтийского флота.  

Соответственно этому, 1 и 5 ноября 1914 года русские миноносцы произвели постановку двух минных заграждений в немецких водах, на одном из которых позже погиб германский броненосный крейсер «Фридрих Карл».

В середине ноября русское командование запланировало следующую минную постановку у берегов Германии с минного заградителя «Амур», действующего при поддержке отряда крейсеров  и прикрытии подводных  лодок «Е-1», «Е-9» и «Акула».

Подводные лодки «Е-1» и «Е-9» вышли в южную часть Балтийского моря заранее, крейсеруя в районе западнее о-ва Борнхольм, о чем стало известно германскому командованию. 17 ноября на минных заграждениях, ранее поставленных русскими миноносцами, подорвался и затонул броненосный крейсер «Фридрих Карл», гибель которого ошибочно приписали действиям подводной лодки. 18 ноября «Е-9» атаковала германский легкий крейсер, но успеха не достигла. Данные события сформировали у германского командования ложное впечатление об активной деятельности русских подводных лодок в этих водах, что ограничило деятельность германских  надводных сил.

В ночь на 19 ноября минный заградитель «Амур» провел успешную минную постановку у банки Штольпе, т.е. в водах контролируемых германским флотом. В последующую неделю русские миноносцы выставили еще 205 мин в трех минных заграждениях в южной Балтике – возле Брюстерорта, Штольпина и Мемеля.

В середине декабря 1914 года подводные лодки «Е-1» и «Е-9» провели очередной демонстрационный поход в южную Балтику. Согласно планам, 13 или 14 декабря лодки должны  были атаковать любой пароход к весту от о. Борнхольм, а если этого не произойдет, то должны показать себя береговым наблюдательным постам, чтобы неприятель знал об их присутствии. Обе подводные лодки успешно выполнили эту задачу, чем отвлекли внимание германского флота.

14  и  15 декабря русские корабли  поставили 424 мины в нескольких заграждениях на подходах к Данцигской бухте и незамеченными вернулись в свои базы.

Возвращаясь в базу, уже на подходе к Лапвику, «Е-1» подверглась атаке со стороны германской ПЛ «U-25», от которой уклонилась маневром и погружением. 13 декабря «Е-9» потеряла лопасть винта, но не смотря на столь серьезное повреждение, выполнила поставленную задачи и пришла в свою базу четыре дня спустя.

Создаваемая Балтийским флотом оборонительная позиция в Або-Оландском шхерном районе, вызвала беспокойство германского командования, поскольку закрывала вход в Ботнический залив и создавала фланговую угрозу в случае операций германского флота против Финского залива. Для разведки создаваемых укреплений и минирования фарватеров, ведущих к Мариенхамну, был направлен отряд германских кораблей, в составе одного тяжелого и четырех легких крейсеров, и шести миноносцев.

Как только русскому  командованию стало известно о появлении в северной части Балтийского моря германских кораблей, был отдан приказ всем подводным лодкам выйти на позиции.

Германский дозорный крейсер увидел несколько русских подводных лодок и канонерскую лодку «Храбрый», разворачивающихся на позиции возле о-ва Утэ, о чем доложил своему командованию. Считая, что русские хотят отрезать германские корабли, командующий отрядом дал радио «всем кораблям немедленно отходить».

Отходящие германские корабли атаковала «Акула», возвращающаяся из похода. Однако большая волна и снежная пурга сделали эту атаку неуспешной.

28 декабря все подводные лодки, завершив кампанию, возвратились в Ревель, где приступили к зимнему ремонту.

Первоначально, в кампании 1914 года балтийские подводные лодки решали исключительно оборонительные задачи, выходя на позиции перед центральным минным заграждением.

Убедившись в отсутствии намерений германского флота прорваться в Финский залив, Балтийский флот использовал легкие силы (миноносцы и подводные лодки) для обороны Моонзунда и Або-Оландского района. Владение Моозундом позволяло защищать Рижский залив и  тылы русской армии, создавало фланговую угрозу для германских сил, действующих в устье Финского залива. Або-Оландская позиция так же создавала фланговую угрозу германским силам на пути в Финский залив, и защищала судоходство между Россией и Швецией в Ботническом заливе.

Активные действия трех подводных лодок – «Акулы», и главным образом – «Е-1» и «Е-9»,  оказали существенное влияние на ход боевых действий. Действуя в южной Балтике, подводные лодки обеспечили успешное выполнение русскими кораблями минных постановок. Германское командование, так и не разобравшись в действительных причинах подрыва своих кораблей (произошедших на минах), и благодаря постоянному обнаружению у своих берегов подводных лодок, отказалось от каких-либо действий на Балтике крупными надводными силами до весны 1915 года.

Удачные минно-заградительные операции Балтийского флота в средней и южной Балтике не только привели к гибели нескольких боевых кораблей и судов противника, но и периодически вызывали временные прекращения торгового судоходства между Германией и Швецией, что отрицательно сказывалось на немецкой экономике. Показатели боевой деятельности подплава Балтийского флота в 1914 году  представлены в таблице.

 

Таблица 3 – Показатели боевой деятельности подплава Балтийского флота

в кампании 1914 года

 

Подводная

лодка а)

NБП, ед. ТБП, сут. NТА, ед. ВТТ , ед. КОН
«Белуга» 6 9 0,06
«Макрель» 7 7 0,04
«Окунь» 4 4 0,03
«Минога» 8 10 0,06
«Аллигатор» 7 10 0,06
«Дракон» 10 19 0,12
«Кайман» 7 8 0,05
«Крокодил» 5 11 0,07
«Акула» 8 21 3 4 / 0 0,14
«Е-1» 4 24 3 4 / 0 0,31
«Е-9» 5 26 2 4 / 0 0,34

Примечания: Составлено автором, на основании данных [4]. а) Подводные лодки «Стерлядь» и «Пескарь» решали учебные задачи в составе УОПП. Подводные лодки № 1, № 2 и № 3 в боевых действиях не участвовали. Используемые сокращения: NБП – количество боевых походов; ТБП – продолжительность боевых походов, вкл. время,  затрачиваемое на переход ПЛ на позиции и ее возвращение в базу; NТА – количество торпедных атак; ВТТ – выпушено торпед / достигнуто попаданий; КОН – коэффициент оперативного напряжения,  показатель, характеризующий активность боевого использование корабля, определен как отношение количества дней, проведенных в боевом походе, к общей периода боевых действий. При этом период боевых действий определен: для русских ПЛ –  с 1 августа по 31 декабря, т.е. 153 дня, для английских ПЛ – с 15 октября (как с дня прорыва на Балтику)  по 31 декабря, т.е. 77 дней. 

 

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о хорошей результативности действий больших подводных лодок, способных по своим качествам участвовать в активных (наступательных) операциях флота.  Командующий Балтийским флотом в своем донесении в конце кампании писал «… на театрах узких и относительно мелких, мина заграждения и подводная лодка заняли одно из первых мест среди прочих средств борьбы…».  Одновременно с этим командующий просил об увеличении количества подводных лодок. По настоянию командования Русским ВМФ, кораблестроительная программа была пересмотрена, постройка линейных крейсеров была приостановлена, было решено ускорить  постройку  подводных  лодок  типа «Барс»  и  приобретение подводных лодок в США.

Малые подводные лодки использовались только для обороны своих вод и их сравнительно-невысокая результативность объективно обусловлена низкой активностью германского флота в этих акваториях. Однако их присутствие сыграло свою, не столь большую, но сдерживающую роль боевых операций немецких кораблей.

 

К началу Первой Мировой войны Черноморский флот состоял из пяти линейных кораблей и  трех  крейсеров устаревшего типа, полутора десятков эсминцев и миноносцев,  четырех подводных лодок и вспомогательных судов, и был доминирующей военно-морской силой на театре. С началом войны подводные лодки, наряду с миноносцами, несли дозорную службу на подходах к Севастополю. Турция сохраняла нейтралитет и имела существенно меньшие военно-морские силы, разделенные между черноморским и средиземноморским театрами.

Однако осенью 1914года ситуация на Черном море стала меняться. Германские новейшие линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау», находившиеся с началом войны в Средиземном море, были «выдавлены»  британским флотом в его восточную часть и укрылись в Константинополе. Во избежание интернирования и опираясь на секретное германо-турецкое соглашение, оба крейсера были фиктивно проданы Турции, подняли турецкие военно-морские флаги и получили турецкие названия «Джавуз Султан Селим» и «Мидилли». На обоих крейсерах  остались германские экипажи. 

27 октября 1914 года турецкий флот вышел в Черное море, якобы для проведения учений. «Гебен» и «Бреслау», отделившись от турецких кораблей, ранним утром 29 октября обстреляли Севастополь и потопили минный заградитель «Прут», подходивший в это время к главной базе флота. Турецкие миноносцы обстреляли Одессу и потопили стоявшую на рейде порта канонерскую лодку «Донец». Были обстреляны  Феодосия и Новороссийск.

Черноморская эскадра с опозданием вышла из Севастополя, и догнать германские крейсеры не смогла. Подводные лодки вышли в море и, действуя на виду у «Гебена», приняли участие в спасении моряков погибшего  «Прута», взяв шлюпки на буксир и доставив их в Севастополь.  

В ответ на враждебные действия германо-турецких кораблей 1 ноября 1914 года Российская империя объявила войну Турции.

По своим боевым возможностям «Гебен» превосходил каждый русский линейный корабль более чем  в два раза, и используя существенное преимущество в скорости (28 уз. против 16 уз. у русских кораблей) всегда мог навязать русским время, место и тактику боя. В свою очередь  Черноморская эскадра только в полном составе могла противостоять одному «Гебену».

Данное соотношение сил обусловило первоначальный характер военных действий на Черном море. Весь 1914 год и  до вступления в строй линейного корабля «Императрица Мария» в конце августа 1915 года, Черноморская эскадра отражала атаки «Гебена» и «Бреслау», владевших стратегической инициативой.

Черноморские подводные лодки по своим техническим качествам не могли принимать активное участие в этих боевых действиях. В течение последующего времени и до конца 1915 – начала 1916 гг. подводные лодки «Судак», «Лосось», «Карп» и «Карась» охраняли подходы к главной базе. Лодки находились в дежурстве, совершали выходы в море  по приказанию начальника охраны рейдов, в районы Севастополя, Балаклавы и Ялты,  в том числе для охраны эскадры при ее выходе или возвращении в базу. Предложенная операция по буксировке пароходами подводных лодок к турецким берегам, опробованная на довоенных маневрах, практического воплощения не получила.

Подводные лодки ЧФ в базе 1914 год

Сибирская флотилия с началом Первой Мировой войны стала местом подготовки кадров и резервом для действующих флотов. В начале декабря 1914 года из Владивостока на Черное море по железной дороге были отправлены подводные лодки «Сом» и «Щука». Полгода спустя на действующие флоты были перевезены подводные лодки, прошедшие капитальный ремонт. На Балтику «поехали» «Касатка» и «Граф Шереметев», в Севастополь – «Налим» и «Скат». Оставшийся во Владивостоке «Дельфин» и «Кефаль» использовались  как учебные подводные лодки.

 

Продолжение следует


Использованные источники:

  1. Гребенщикова Г.А. Английские подводные лодки типа «Е» в Первой Мировой войне. – СПб.: Издатель Р.Р. Муниров, 2008. – 68 с.
  2. Ковалев Э.А. Рыцари глубин: хроника зари российского подплава. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2005. – 445 с.
  3. Трусов Г.М. Подводные лодки в русском и советском флоте. – Л.: Судпромгиз, 1963. – 384 с.
  4. Томашевич А.В. Подводные лодки в операциях Русского флота на Балтийском море, 1914-1915 гг. – М.-Л.: Военно-морское издательство РККВМФ СССР, 1939. – 282 с.
  5. Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. URL: http://deepstorm.ru/
  6. Царьков А.Ю. «Камбала» и другие. Подводные лодки германской постройки в Российском флоте. Морская коллекция. – 2009. – № 4(115). – 32 с.