Подводная лодка С-56, которой командовал Григорий Иванович Щедрин, стала последней советской подлодкой, удостоенной Гвардейского звания в ходе Великой Отечественной, и единственной Гвардейской Краснознамённой лодкой, которая не погибла во время войны. Боевой путь легендарной С-56 является выдающимся примером мастерства, самоотверженности и героизма, проявленных её командиром и экипажем.
Субмарина С-56 (тип «С – Средняя», серия IX-бис) была заложена в 1936 году в Ленинграде, а затем секциями по железной дороге перевезена во Владивосток. Спуск на воду состоялся 25 декабря 1939, а в строй она вступила уже после начала Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года. Лодка, с 1940 года находившаяся под командованием Г.И. Щедрина, в ноябре 1941 вошла в состав Тихоокеанского флота. В 1942 году было принято решение о перебазировании шести субмарин, включая С-56, с Тихоокеанского на Северный флот. Подлодки С-56 и С-51 вышли из Владивостока 6 октября 1942 года. В ходе перехода, продолжавшегося 153 дня, они из Тихого океана прошли через Панамский канал в Атлантический, а затем в Северный Ледовитый океан, прибыв на Кольский полуостров в марте 1943 года. За это время С-56 пережила два сильных шторма и дважды подвергалась безуспешным торпедным атакам вражеских субмарин.
В своём первом боевом походе, который начался 31 марта 1943 года, лодка высадила разведгруппу на оккупированном Германией норвежском побережье и дважды пыталась атаковать торпедами корабли противника. Боевой успех ждал С-56 в следующем походе – 17 мая 1945 года подлодка произвела торпедный залп по конвою противника, причём торпеды попали сразу в два судна (единственный достоверно подтверждённый случай поражения советской субмариной во время Великой Отечественной войны двух целей одним залпом). Одна из торпед, попавшая в транспорт «Вартеланд» (водоизмещение – 3 678 брт), не взорвалась, и судно получило только лёгкие повреждения, а второй торпедой был уничтожен танкер «Ойроштадт» (1 118 брт). Корабли охранения начали преследование и сбросили несколько десятков глубинных бомб на подлодку, а позже, в своих отчётах командованию, докладывали о её уничтожении, но лодка благополучно ушла от погони. Это был первый, но не последний раз, когда С-56 посчитали погибшей…
В третий боевой поход лодка вышла 11 июля 1943 года, и уже 17 июля ею был обнаружен конвой противника. Субмарина выпустила четыре торпеды, две из которых уничтожили неприятельский тральщик М-346 (551 брт). Через несколько дней, 19 июля, подлодка в условиях плохой из-за тумана видимости, практически вслепую, атаковала корабли противника. В результате попадания пошёл ко дну германский сторожевой корабль NKi-09 (466 брт), перевозивший отряд, высланный на поиски разведгруппы, которая была высажена С-56 на норвежском побережье ещё в апреле 1943 года.
Во время четвёртого боевого похода, начавшегося 18 января 1944 года, подлодка уничтожила торпедами вражеский транспорт «Хайнрих Шульте» (5 056 брт), ставший самой большой по водоизмещению «добычей» субмарины. Очередной поход, проходивший в феврале – марте 1944 года, оказался тяжёлым для С-56. 04 марта, при попытке атаки германского конвоя, одна из выпущенных лодкой торпед застряла в торпедном аппарате, к тому же субмарину обнаружили и начали преследовать, сбрасывая на неё глубинные бомбы. Несмотря на полученные повреждения, подлодка смогла уйти от преследования и отстрелить застрявшую торпеду. После возвращения на базу, С-56 за боевые заслуги была 31 марта 1944 года награждена орденом Красного Знамени.
Шестой боевой поход (май 1944 года) лодка вынуждена была завершить досрочно, по причине неисправности одного из дизелей. Выйдя в следующий поход, субмарина 15 июля безуспешно пыталась атаковать конвой противника, а уже 22 июля вернулась на базу из-за поломки газоотводного клапана. Последний восьмой боевой поход, чуть не ставший роковым для С-56, начался 16 сентября 1944 года. Через несколько дней, 24 сентября подлодка обнаружила вражеский конвой и атаковала его торпедами, которые в цель не попали. Корабли охранения сбросили глубинные бомбы и посчитали лодку погибшей, но уже 26 сентября субмарина вновь атакует германские тральщики, ранее преследовавшие её. Выпущенные торпеды и в этот раз прошли мимо, на лодку опять были сброшены несколько десятков бомб, и второй раз за несколько дней её объявили уничтоженной. Несмотря ни на что, С-56 ушла от погони и благополучно вернулась на базу 27 сентября 1944 года.
После победного завершения в октябре 1944 года Петсамо-Киркинесской наступательной операции, враг в Заполярье был разбит и боевые действия на Севере фактически закончились. 05 ноября капитану 2-го ранга Григорию Ивановичу Щедрину, командовавшему субмариной на протяжении всей войны, было присвоено звание Героя Советского Союза. 23 февраля 1945 года подлодка С-56 удостоена почётного наименования «Гвардейская», и стала последней субмариной, получившей это звание в ходе Великой Отечественной.
13 мая 1945 года С-56 приняла участие в морском параде Победы в Кольском заливе. В 1946 году Г.И. Щедрин сдал командование подлодкой и был переведён на Балтийский флот. Он продолжал военную службу до 1973 года, занимая различные командные должности, и вышел в отставку в звании вице-адмирала.
После войны С-56 базировалась на Северном флоте, а в июле 1954 года начался её переход обратно на Тихоокеанский. Пройдя в тяжелейших условиях по Северному морскому пути, 5 октября того же года подлодка прибыла на Камчатку. Так завершилось её кругосветное путешествие, начавшееся в 1942 году. Лодка была выведена из боевого состава флота в 1955 году и стала использоваться как зарядовая, а затем – учебно-тренировочная станция. В 1975 году, к 30-летию Победы, С-56 установлена в качестве мемориального корабля на набережной города Владивостока. Сейчас она является филиалом Военно-исторического музея Тихоокеанского флота.
Из четырёх кораблей ВМФ СССР, которые стали во время Великой Отечественной войны Гвардейскими Краснознамёнными (субмарины Северного флота Д-3, Щ-402, М-172 и С-56), не погибла только подлодка С-56. Под командованием своего бессменного командира, Героя Советского Союза Григория Ивановича Щедрина она несла боевую службу на двух флотах и бороздила в годы войны три океана. Из всех советских субмарин только С-56 произвела достоверно подтверждённое поражение двух целей одним торпедным залпом. Враг несколько раз объявлял её погибшей, но она снова и снова возвращалась в строй, продолжая наносить удары по противнику. С-56 отличилась и после Великой Отечественной, совершив сложный межфлотский переход по Северному морскому пути. Она и сейчас продолжает нести боевую службу, стоя на страже Памяти в качестве мемориального корабля.
В экспозиции Музея истории подводных сил России находится уникальный экспонат – подлинный Гвардейский Краснознамённый военно-морской флаг подводной лодки С-56.
Источники:
- Интернет-портал «Великая Отечественная – под водой»: http://www.sovboat.ru/ship/s56.php3
- Интернет-портал «Штурм Глубины»: http://deepstorm.ru/
Фото:
- Подводная лодка С-56 возвращается из боевого похода (21 июля 1943 года).
Источник: http://www.sovboat.ru/photo/s56_1.jpg - Командир С-56, капитан 2-го ранга Г.И. Щедрин.
Источник: http://www.sovboat.ru/photo/s56_10.jpg - Торжественная встреча С-56 в Полярном.
Источник: http://www.sovboat.ru/photo/s56_11.jpg - Командир С-56 Г.И. Щедрин у перископа.
Источник: https://primamedia.ru/f/big/827/826843.jpg - Командный состав С-56 (1944 год): второй слева – командир лодки Г.И. Щедрин.
Источник: http://www.sovboat.ru/photo/s56_16.jpg - Экипаж С-56 (весна 1945 года).
Источник: http://www.sovboat.ru/photo/s56_5.jpg - Приказ Народного Комиссариата ВМФ СССР № 86 от 23.02.1945 «О преобразовании Краснознамённой подлодки «С-56» СФ – в ГВАРДЕЙСКУЮ».
Источник: https://primamedia.ru/f/big/827/826861.jpg - Филиал Военно-исторического музея Тихоокеанского флота Гвардейская Краснознамённая подводная лодка «С-56» (Приморский край, город Владивосток, Корабельная набережная).
Источник: https://www.museumtof.ru/cache/max_800x800_images_1-post-6083647-0-39815500-1481442937.jpg - Филиал Военно-исторического музея Тихоокеанского флота Гвардейская Краснознамённая подводная лодка «С-56»: внутри 1-го отсека.
Источник: https://www.museumtof.ru/cache/max_800x800_images_2c-56.jpg - Инфографика о подводной лодке С-56
Источник: https://primamedia.gcdn.co/f/big/826/825763.jpg