Правда о “Правде”

размещено в: Новости, Новости музея | 0

ПРАВДА О «ПРАВДЕ»

Второй отсек нашего Музея рассказывает о рождении и развитии Рабоче-Крестьянского Красного флота и строительстве Подводных сил в период между двух мировых войн. Здесь посетители могут увидеть модель эскадренной подводной лодки П-1 – головного корабля одного из первых проектов советских подводных лодок IV серии типа П «Правда». П-1 была построена и принята флотом в 1936 году.

После Гражданской войны в России (1917 – 1922 годов) подводные силы нашей страны оказались в бедственном положении: 29 подводных лодок было потеряно, а из 23 находившихся на плаву только 10 лодок были способны выполнять боевые задачи.  Судостроение было практически свернуто. Постройка подводных лодок возобновилась  лишь почти после 10-летнего перерыва в отечественном военном кораблестроении.

В 1926 году был принят план, нацеленный на возрождение подводного флота России. Именно с этого времени начинается восстановление старых моделей, а также создание новых. Для разработки новых образцов военной техники, в том числе и новых проектов подводных лодок, в 1928 году было создано Особое техническое бюро («Остехбюро»).

В это время во всех крупных флотах мира витала идея «эскадренной подводной лодки». Лодка задумывалась для ведения боя в составе эскадры надводных кораблей и для проведения противодесантных операций. Именно такую подводную лодку и предложил спроектировать инженер Алексей Николаевич Асафов.

 

Подводные лодки типа П «Правда» и их создатель.

Алексей Николаевич Асафов родился 18 марта 1886 года в Кронштадте в семье рабочего военного пароходного завода. С ранних лет Алексей Асафов начал трудиться на судостроительном заводе в качестве ученика, мечтая стать морским инженером. После окончания общеобразовательного училища он поступил на кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института, который окончил в 1911 году.

Инженерную деятельность Алексей Николаевич начал на Новом Адмиралтействе (завод «Судомех») в Петербурге, где участвовал в постройке канонерской лодки, а затем линейного корабля «Гангут». В 1918 году А.Н. Асафов возглавил ремонт лодок на Адмиралтейском и Балтийском заводах в Петрограде.

В 1931 году при разработке рабочих чертежей эскадренной подводной лодки возникли разногласия между руководителем проекта А.Н.Асафовым и конструкторами «Остехбюро», а также моряками-подводниками. Инженер Алексей Николаевич Асафов отстаивал путь создания «ныряющего артиллерийского корабля», поисками которого занимались и во флотах ряда других стран в межвоенный период.

Кроме этого, были обнаружены серьезные конструктивные недостатки лодки:

  • малая осадка, огромный запас плавучести (92%), из-за которого был спроектирован слишком высокий надводный борт, а время погружения увеличилось почти вдвое относительно нормы (108 секунд вместо 60) из-за слишком большого запаса плавучести и отсутствия цистерны быстрого погружения;
  • малая глубина погружения – 60 метров (по меркам 1930-х годов этого было уже недостаточно), что делало корабль уязвимым для всех видов противолодочного оружия;
  • плохая маневренность под водой (на скорости ниже 4 узлов лодка теряла управляемость);
  • слабое торпедное вооружение (6 торпедных аппаратов и 10 торпед).

Специалисты считали, что выполненные расчеты фактически соответствуют погружению подводной лодки лишь до глубины 40 – 50 метров, тогда как требовались иные пределы – 75 – 100 метров.

Специально созданная комиссия разработала ряд предложений по улучшению лодки. В конце концов, были построены 3 эскадренных подводных лодки IV серии «Правда»:

  • Подводная лодка П-1 «Правда».
  • Подводная лодка П-2 «Звезда».
  • Подводная лодка П-3 «Искра».

Все они были приняты флотом 09 июля 1936 года и зачислены в состав Краснознаменного Балтийского флота в 1936 году 23 июля 1936 года.

После постройки данных лодок, дальнейшее строительство было признано нецелесообразным, боевое применение лодок исключено, поэтому лодки использовались в качестве учебных кораблей при подготовке моряков-подводников. Тем не менее лодки серии П «Правда» сыграли свою роль в истории кораблестроения и стали предшественниками намного более удачных больших советских лодок типа К «Крейсерская».

В ноябре 1940 года П-1, П-2 и П-3 совершили групповое плавание по Балтийскому морю и посетили новые советские порты в Прибалтике, совершив заходы в Таллин, Ригу и Либаву. Поход прошел без особых осложнений, показав хорошую выучку экипажей. В декабре 1940 года лодки типа «П» встали в текущий ремонт в Ораниенбауме.

Вскоре началась Великая Отечественная война. Принятое решение использования лодок типа «П» было несколько необычным. Поскольку недостатки лодок этой серии практически не позволяли использовать их по прямому назначению, то ни одна из них не совершила ни одного похода для атак вражеских кораблей и судов. Однако именно лодки данной серии открыли для Военно-Морского флота нашей страны возможности по использованию для скрытной транспортировки грузов при невозможности осуществления этих операций надводными кораблями. В дальнейшем этот опыт был использован во время обороны Севастополя.

 

Эскадренная подводная лодка П-1 «Правда» головной корабль IV серии. 

Подводная лодка П-1 «Правда» была заложена 21 мая 1931 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 218, спуск на воду состоялся 30 января 1934 года.

Субмарина была названа в честь одноименной газеты, являвшейся ежедневным центральным печатным органом партии большевиков ВКП(б). Прочный корпус был разделён переборками на 7 отсеков. В качестве главных двигателей на лодках IV серии устанавливались по 2 дизеля марки M10V49/48, закупленные у фирмы «MAN» (Аугсбург, Германия). Каждый из них имел мощность 2700 л.с. при 465 об/мин.

Для подводного хода использовались 2 электродвигателя марки ПП84/95 общей мощностью 1100 л.с. при 240 об/мин. Движители – 2 трёхлопастных гребных винта диаметром 1830 мм, шаг винта – 1810 мм.

При движении полным надводным ходом (18,8 уз.) лодка могла пройти 635 миль при нормальном запасе топлива и 2218 миль – при полном запасе. При экономическом надводном ходе (15,3 уз. при 400 об/мин) лодка могла пройти 1671 и 5663 миль соответственно. При движении полным подводным ходом (7,92 уз.) лодка могла при полной ёмкости батареи непрерывно двигаться 1,8 ч (108 мин) и пройти 9,9 мили. При скорости 6,45 уз. и полной ёмкости батареи было возможно непрерывное движение субмарины в течение 3,5 ч (210 мин), дальность плавания составляла 22,8 мили.

Нормальный запас топлива (соляра) составлял 28,2 т, полный – 91,8 т.

Аккумуляторная батарея включала в себя две группы (по 112 элементов в каждой). В различных режимах она могла работать: 1,85 до 28 ч.

Время зарядки своими дизелями – 13,5 ч.

На лодках типа «П» устанавливались современные навигационные и гидроакустические приборы и средства связи:

  • гирокомпас марки VII модель 1;
  • 127-мм магнитный компас;
  • электрический лаг системы Гаусса;
  • магнитострикционный лаг марки ЗШП-1;
  • шумопеленгатор МАРС-12;
  • радиопередатчики «Шквал» и «Мираж»;
  • радиоприёмники «Метель» и «Дозор» с отдельными антеннами;
  • приёмник УКВ;
  • прибор звукоподводной связи «Сириус».

Лодка была оборудована автономно-отсечной системой регенерации воздуха, состоящей из 13 машинок регенерации с непрерывным временем работы 66 ч. Имелось 17 кислородных баллонов по 38,5 л и 1438 патронов РВ-3. Автономность по запасам составляла 28 суток (по проекту), но из-за ряда причин снизилась до 15 суток. Экипаж лодки по проекту состоял из 53 человек – 10 офицеров, 15 старшин и 28 краснофлотцев.

Для командира, комиссара и штурмана предусматривались отдельные каюты улучшенной планировки (в них имелись стол, шкаф и кровать). Остальной комсостав также обеспечили отдельными каютами, для командиров предусматривались столовая и кают-компания. Краснофлотцы и старшины размещались в первом, втором и шестом отсеках, где для них были оборудованы одно- и двухъярусные койки (44 койки).

Основным оружием лодки типа «Правда» являлись шесть 533-мм стальных торпедных аппарата, 4 – в носовой части, 2 – в кормовой. Стрельба производилась сжатым воздухом, согласно документам – характер стрельбы пузырный. Для носовых аппаратов имелись 4 запасные торпеды, которые хранились на стеллажах в первом отсеке. Загрузка торпед производилась в базе через передние крышки (время погрузки – 20 мин) и торпедопогрузочный люк (время погрузки – 1,5 ч). Для этого имелся специальный кран.

Артиллерия лодки по проекту предполагалась очень мощная – два 130-мм и одно 37-мм орудия, но в результате «Правды» получили по две 100-мм и одной 45-мм пушке. Дальность стрельбы -118,5 кбт.

Полуавтоматическое 45-мм орудие 21-К было размещено на палубе рубки. Дальность стрельбы – 4500 м.

 

22 июня 1941 года эскадренная подводная лодка П-1 «Правда» встретила под командованием капитан-лейтенанта Логинова Ивана Андреевича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ораниенбауме.

В сентябре 1941 года субмарину решили привлечь для снабжения гарнизона Ханко. 9 сентября 1941 года «П-1» вышла из Кронштадта, имея на борту 19,6 тонн груза. На субмарину погрузили груз продовольствия (154 ящика консервов), боеприпасов (по сотне 130-мм, 100-мм, 76-мм и 45-мм снарядов), медикаментов (1,9 тонн). Переход предполагалось совершить в надводном положении со скоростью 18 узлов. До  острова Гогланд «П-1» шла в сопровождении «БТЩ-211» и сторожевого катера, далее – самостоятельно. Однако на связь лодка больше не выходила и в назначенную точку не прибыла. На борту «Правды» в ее последнем походе было 55 человек.

В 2011 году корпус субмарины был найден на дне Финского заливав 6 милях к югу от маяка Калбодагрунд на глубине 75 метров при проведении работ по прокладке газопровода «Северный поток».

Были установлены время гибели и причина – лодка погибла в период между 9 и 11 сентября 1941 на минных заграждениях «Юминда».

Подводная лодка П-1 «Правда» затонула в первом в истории российского подводного флота транспортном походе. Её моряки пожертвовали своими жизнями, пытаясь помочь своим товарищам на блокированной врагом военно-морской базе Ханко в устье Финского залива и доставить им груз боеприпасов, медикаментов и продовольствия.

В мае 2012 года на затонувшей лодке П-1 «Правда» установлена Памятная табличка и возложены венки, она признана братской могилой.