В 1901 году в Кронштадте, в обстановке строгой секретности, началось строительство электрической подводной лодки, которую предполагалось использовать в диверсионных целях. Проект субмарины был разработан выдающимся изобретателем Евгением Викторовичем Колбасьевым и воплощен под руководством инженера Николая Николаевича Кутейникова.
«Подводный миноносец» представлял собой однокорпусную подлодку, оснащенную шестью электрическими двигателями, мощностью по 4 л/с каждый, которые обеспечивали почти бесшумное передвижение. Длина подлодки составляла около 15 метров, водоизмещение – 20 тонн. Проектная глубина погружения – 20 метров. Максимальная скорость в надводном положении – почти 9 узлов (миль в час), в подводном – 6 узлов. Предельное время нахождения в подводном положении – 20 минут. Вооружена лодка была двумя наружными 381-мм торпедными аппаратами, располагавшимися на носу и на корме. Экипаж субмарины состоял из трёх человек, включая командира.
В этом проекте впервые в мире был применен секционный метод строительства подводных лодок. Корпус субмарины состоял из девяти отдельных секций, соединявшихся между собой болтами, каждая из которых была оснащена всеми необходимыми механизмами. Время полной сборки составляло 6 часов. Предполагалось, что подлодка будет на судне под флагом нейтрального государства доставляться к вражеским портам, тайно собираться и спускаться на воду, а затем, после атаки кораблей неприятеля, возвращаться к своей плавбазе.
В 1902 году субмарина была спущена на воду, после чего достраивалась и проходила испытания на территории Опытового бассейна в Санкт-Петербурге. В июне того же года состоялось освящение лодки, которое провел протоиерей Иоанн Сергиев, впоследствии канонизированный Церковью как святой праведный Иоанн Кронштадтский. Подлодка получила название «Матрос Петр Кошка», в честь героя Крымской войны, отличившегося во время обороны Севастополя, Георгиевского кавалера, матроса Петра Марковича Кошки.
В августе 1902 года субмарина была в разобранном виде перевезена по железной дороге на Чёрное море, где продолжались ее доработка и испытания, проводимые Е.В. Колбасьевым. Конструкция лодки имела серьезные недостатки (проблемы с удержанием курса, ненадежность торпедных аппаратов и т.п.). После выхода в отставку в 1907 году, Евгений Викторович поселился в Севастополе. Подлодку передали в его распоряжение для опытов, впоследствии она была разделана на металл. Изобретатель Евгений Викторович Колбасьев остался жить в Крыму, где владел заводом по выращиванию устриц. В 1918 году его убили бандиты во время ограбления.
Инженер Н.Н. Кутейников, непосредственно руководивший строительством подлодки, в дальнейшем участвовал в проектировании субмарины «Дельфин», надводных броненосцев и минных заградителей. Во время Русско-японской войны он был командирован в Порт-Артур, где внёс большой вклад в ремонт кораблей нашего флота. После начала Первой мировой войны Николай Николаевич возглавил Путиловскую верфь и стал старшим наблюдающим за постройкой боевых кораблей на верфях Петрограда. После революции, в 1918 году его направили в Нижний Новгород на Сормовский завод. Николай Николаевич Кутейников умер от сыпного тифа в 1921 году, похоронен на одном из нижегородских кладбищ.
Подводная лодка «Матрос Петр Кошка» стала одной из первых в России электрических подводных лодок и первой в мире субмариной, построенной секционным методом. В дальнейшем, этот метод получил широкое распространение в подводном кораблестроении.
Источники, использованные при подготовке публикации:
- Тарас А.Е. История подводных лодок. 1624–1904 годы. М., Минск: АСТ, Харвест. – 240 с.
- Интернет-портал «Штурм Глубины»
Изображения
- Евгений Викторович Колбасьев
Источник:
https://ru.wikipedia.org
2. Подлодка «Матрос Петр Кошка»
Источник:
https://ic.pics.livejournal.com/mikhailtula/71787524/98115/98115_900.jpg
3. Подлодка «Матрос Петр Кошка»
Источник:
https://ic.pics.livejournal.com/mikhailtula/71787524/98346/98346_900.jpg