Российский подводный флот в Арктике. Часть 1

размещено в: Новости, Новости музея | 0

К открытию X Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Музей истории подводных сил России имени А.И. Маринеско подготовил историческую справку об освоении арктических зон подводным флотом

Арктика и Северный Ледовитый океан играют огромную и все возрастающую роль в жизни человечества. Представители многих стран с давних времен стремились покорить ее суровые просторы, в том числе побывать на «макушке Земли» – Северном полюсе. Сначала это были экономические и чисто научные интересы. С начала XX века Арктика начинает приобретать важное военно-политическое значение. Северный морской путь был и остается для страны важнейшей не только экономической, но и военно-политической коммуникацией.

В освоении Арктики и Северного Ледовитого океана особая роль принадлежит подводникам. Уже с конца 1930-х годов подводники приступили к освоению плавания подо льдом. Однако дизельные подводные лодки не могли длительно находиться в подводном положении, а всплыть во льдах очень трудно. Революцию в подводном плавании совершили атомные подводные лодки, они могли совершать походы любой длительности. Но тут подводников-первопроходцев ожидали новые опасности: слабая изученность дна океана и подводного рельефа ледового покрова, отсутствие карт, невозможность всплытия во время аварии, невозможность существующими навигационными приборами определять и удерживать курс и место (координаты) подводной лодки в высоких широтах.

В силу ряда причин у нас имеются только фрагментарные, отрывочные, неполные и неточные сведения о подледных походах подводных лодок. Сегодня в нашем распоряжении мало информации об этих походах. Сведения о них находятся в различных труднодоступных и вовсе недоступных источниках, отсутствуют открытые систематические данные обо всех выполненных подлёдных плаваниях. Мы не знаем даже о том, сколько походов выполнили советские подводные лодки в миновавшие уже годы Холодной войны.

В Северном Ледовитом океане Советский союз раньше других начал осваивать прилегающую к своему побережью морскую коммуникацию в хозяйственных и военных целях. Этак коммуникация получила наименование Северный морской путь. В 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути – государственная организация для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути. С 1936 года Северный морской путь начали использовать для перевода боевых кораблей. Говоря о переводе военных кораблей, следует упомянуть об экспедициях особого назначения.

Экспедиции особого назначения (ЭОН) — ряд длительных переходов оперативных соединений кораблей ВМФ СССР с целью их переброски с одного Флота на другой, проходивших в предвоенный период, годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. ЭОНы формировались приказами высшего военного руководства и были номерными. Первая экспедиция особого назначения состоялась в 1933 году. В 1940 году, в рамках операции ЭОН-10, впервые осуществили перевод с Северного на Тихоокеанский флот подводной лодки Щ-423 Х серии (командир – капитан 3 ранга И.М. Зайдулин).

В начале освоения акватории северных морей военные морские специалисты еще вели споры о необходимости этих географических операций. Одни считали, что полярные льды скуют и ограничат их действие. Другие были настроены решительно и горели желанием побороться со льдами. Точнее даже
не побороться, а найти в них союзников. Первое, что надо было освоить, плавание во льдах. Это было трудно, но с приобретением опыта достижимо.
13 февраля 1938 года подлодка Д-3 «Красногвардеец» (командир – старший лейтенант В.Н. Котельников) прошла ледовый заслон в подводном положении на глубине 50 метров.

Около 30 минут подлодка находилась под ледовым покровом. Поход протекал в довольно сложных условиях. Разыгрался немыслимый шторм. Была вероятность встречи с айсбергом. Что привело бы к затоплению лодки Д-3 в Датском проливе. В самой центральной части пролива подлодка была вынуждена неоднократно проходить в надводном положении неширокие полосы тонкого льда. Когда подводная лодка Д-3 подошла к более толстому льду старший лейтенант В.Н. Котельников получил разрешение провести пробное погружение. Так старший лейтенант В. Котельников первым из командиров североморцев прошел под ледовым покровом в Военно-Морском Флоте. В этом же походе ПЛ Д-3 первой из подводных лодок пересекла нулевой меридиан.

В конце 1950-х Советский Союз начал готовить поход на полюс, но по различным причинам его приходилось откладывать. У экипажей атомных подводных лодок уже был накоплен определенный опыт плавания подо льдом. Однако к полюсу было решено отправить наиболее опытный экипаж АПЛ К-3 33-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота, который уже несколько раз был подо льдами. В 1963 году подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол» под командованием капитана 2 ранга Л.М. Жильцова совершила первый переход на Северный полюс, пройдя в подлёдном положении 1294 мили за 178 часов. Постоянно проводившиеся на борту исследования рельефа дна и течений ледовитости позволили заполнить немало белых пятен на карте Арктики, в том числе и обнаружить подводный хребет, наличие которого ранее только предполагалось. С момента окончания этого перехода, подводники, можно сказать,
«по-настоящему почувствовали вкус Арктики», все последующие годы они будут наращивать свои усилия в освоении Северного Ледовитого океана. С тех пор подводная лодка «Ленинский Комсомол» стала одним из символов страны.

Подводная лодка «Ленинский Комсомол»

В 1963 году Советский Союз сделал очередной решительный шаг в освоении подводными лодками Арктики. Практически одновременно в летне-осенний период две подводные лодки совершили стратегический подлёдный манёвр с Северного флота на Тихоокеанский флот. Осенью подлёдный переход на Тихоокеанский флот совершили многоцелевая атомная подводная лодка проекта 627А К-115 под командованием капитана 2 ранга И.Р. Дубяги и атомный  подводный ракетоносец проекта 658 К-178 (на фото) под командованием капитана 1 ранга А.П. Михайловского. Атомная подводная лодка К-115 совершила первый в истории ВМФ СССР подлёдный стратегический манёвр (в публицистике манёвр чаще всего называют «трансарктический переход»).

26 сентября 1974 года стратегический манёвр с Северного на Тихоокеанский флот к новому месту базирования осуществила АПЛ проекта 671 К-454 (командир – капитан 2 ранга В.Я. Барановский). Подо льдом было пройдено 1876 миль. Это был первый в истории отечественного подводного флота трансарктический переход одновальной ПЛА, открывший маршрут с Северного на Тихоокеанский флот и в обратном направлении для регулярного подлёдного плавания атомным лодкам второго поколения.