С-56 на пьедестале

размещено в: Новости, Новости музея | 0

45 лет на пьедестале почёта

Гвардейская Краснознаменная С-56 – первая из подводных лодок Советского флота, поднятая на пьедестал почета. Героический корабль поставлен на Корабельной набережной Владивостока к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Подводная лодка заложена 24 ноября 1936 года на судостроительном заводе имени Андре Марти (с 30 марта 1992 года Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи») в Ленинграде. Секциями по железной дороге доставлена на завод № 202 («Дальзавод») во Владивосток, где произведена окончательная сборка. Спущена на воду 25 декабря 1939 года, вступила в строй 20 октября 1941.

Тактико-технические характеристики лодки С-56:

Водоизмещение — 856/1090 кубометров

Длина — 77,8 метра

Ширина — 6,43 метра

Осадка — 4,04 метра

Мощность — 2 x 550 л.с. (электродвигатели), 2 х 1100 л.с. (дизель)

Скорость — 18,8/9,6 узлов

Дальность плавания — 9500/135 миль

Предельная глубина погружения — 100 метров

Время погружения — 60 секунд

Автономность — 30 суток

Вооружение: носовых торпедных аппаратов — 4 x 533 мм, кормовых торпедных аппаратов — 2 x 533 мм, торпед — 12, артиллерия — 1 орудие x 100 мм, 1 орудие x 45 мм

Экипаж — 45 человек

30 октября 1941 года присвоен тактический номер, и подводная лодка вошла в состав Тихоокеанского флота.

31 октября 1941 года на борту поднят флаг Военно-Морского Флота Советского Союза.

Первая буква в названии С-56 означает тип подводной лодки — “сталинец”. Во время Великой отечественной войны это были самые эффективные подлодки среднего класса, они имели мощное артиллерийское и торпедное вооружение. Пять лодок этого же класса (С-13, С-31, С-51, С-101, С-104) стали Краснознаменными, лодка С-33 стала Гвардейской, а С-56 — одновременно и Краснознаменной, и Гвардейской. Всего четыре советские подлодки были Гвардейскими Краснознаменными, С-56 осталась такая одна.

Командовал лодкой в годы войны капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин.

Г.И. Щедрин у перископа. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

B 6 октября 1942 года в составе дивизиона подводных лодок  С-56 направили на Северный флот.  Кроме нее на Северный флот были направлены  С-51, С-54  и  С-55  из  Владивостока и   Л-15,     Л-16(“ленинцы”) из Петропавловска-Камчатского. Старший на переходе  был Герой Советского Союза капитан 1-го ранга Александр Владимирович Трипольский.

Путь советских подводных лодок проходил по территориям, охваченным войной, и наши корабли не раз попадали под вражеский огонь. У берегов Сан-Франциско отряд понес тяжелую потерю: погибла подводная лодка Л-16 под командованием капитан-лейтенанта Д. Ф. Гусарова.  В итоге, из шести до цели дошли  только пять подлодок.

Труднейший переход, протяженностью  около 17 тысяч миль (в том числе 113 морских миль под водой) через 2 океана (Тихий  и Атлантический)  и  9 морей (Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево)  занял почти 5 месяцев (153 суток).

В марте 1943 года С-56 вошла в состав  2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

За годы войны С-56 совершила 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 10 кораблей и транспортов противника, нанесла серьезные повреждения, не совместимые с живучестью еще 4 кораблям, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. 

Торжественный прием «С-56»

С-56 является самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне по количеству достоверно потопленных целей (торпедным оружием).

31 марта  1944 года  за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени.

23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания.

Командир С-56 капитан 2-го ранга Г. Щедрин   был удостоен звания Герой Советского Союза. Свыше 400 наград заслужили ее  матросы, старшины и офицеры.

За время Великой Отечественной войны С-56 19 раз объявлялась погибшей. Но она встретила день Победы в боевом строю.


Экипаж. Весна 1945 года

После  войны  С-56 продолжила службу на Северном флоте.  

В период 10 июля  – 5 октября 1954 года совершила межфлотский переход в надводном положении в составе ЭОН-64 по Северному морскому пути  из  Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход.

  • 6 ноября 1953 года вошла в состав Тихоокеанского флота
  • 14 марта 1955 года выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию
  • 13 июня 1955 года переименована в ПЗС-55
  • 12 января 1957 года переименована в ЗАС-8
  • 15 сентября 1964 года переименована в УТС-14

9 мая 1975 года, в день 30-й годовщины Победы, С-56 установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота на берегу бухты Золотой Рог. Корпус подводной лодки на судоремонтном заводе был разрезан на несколько отсеков, отсеки поодиночке были доставлены на понтонах к набережной, вытащены на берег, установлены на фундамент менее чем в 100 метрах от воды, затем их состыковали и соединили сваркой.

25 июля 1982 года в День Военно-морского флота подводная лодка С-56 и «Красный вымпел» вошли в общий ансамбль Мемориала славы Тихоокеанского флота, дополненного скульптурной композицией, корабельным орудием, башней от бронекатера и памятными плитами с Вечным огнём в центральной части. Авторы комплекса скульптор – В. Ненаживин и архитектор А. Сандюк.

Внутренние помещения лодки переоборудованы в музей. В кормовой части механизмы демонтированы, расположена экспозиция, посвящённая подводным силам Тихоокеанского флота. В центральной и носовой части отсеки лодки сохранены, на стеллажах в первом отсеке размещён торпедный боезапас. Сохранён перископ. На С-56 ежедневно проходит церемония подъёма и спуска Военно-Морского флага.


Литература

  • Платонов А.В. Энциклопедия Советских подводных лодок 1941-1945. — СПб. — ООО “Издательство “Полигон”, 2004. — ISBN 5-89173-273-4
  • М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин “Эски” в бою. — М: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2008. — 128 с. — ISBN 978-5-699-25627-3

Ссылки