С днем рождения! Дорогие друзья!

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Петербургскому Центральному музею железнодорожного транспорта — одному из старейших технических музеев в мире исполнилось 205 лет. Его фонды начали формироваться еще в 1813 году. Проходя через залы этого музея, посетитель знакомится с развитием железнодорожной индустрии от зарождения железных дорог до наших дней.
Сегодня, в этот знаменательный День коллектив СПб ГБУК «Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско» хочет пожелать коллегам, чтобы их труд всегда ценился высоко, был уважаем и достойно вознагражден. Желаем значимых проектов, интересных мероприятий, новых экспонатов, необычных экспозиций и заинтересованных посетителей, здоровья, счастья и всего самого доброго.
Одновременно руководители и коллектив СПб ГБУК «МИПСР им. А.И. Маринеско» выражают глубокую признательность директору Петербургского Центрального музея железнодорожного транспорта – Владимиру Ивановичу Мителенко за оказанную честь побывать на праздновании юбилея столь уважаемого учреждения.
Удивительно, но если глубоко вникнуть в историю развития подводных сил и железнодорожного транспорта России, то окажется, что в этой временной летописи очень много общих малоизвестных и, к сожалению, частично забытых, известных только узкому кругу специалистов, страниц:
1. Достаточно сказать, что первая отечественная, цельнометаллическая, боевая подводная лодка Шильдера была разработана, построена, испытана и безвременно утилизирована на Александровском, впоследствии Пролетарском заводе. События эти происходили в первой половине 19-го века под личным контролем Императора Всероссийского Николая – Первого. В это же время – с 1843 года, Александровский завод стал важным поставщиком железнодорожного рельсового полотна и подвижного состава для строящейся сети российских железных дорог. В 1845 году на Александровском заводе был выпущен первый отечественный паровоз. В 1850 году начался выпуск пассажирских вагонов.
2. На рубеже 20-го века, в преддверии Русско-японской войны 1904 – 1905 гг. совместная деятельность во благо России железнодорожников и моряков – подводников сыграла огромную роль в отстаивании геополитических интересов нашего Отечества на Дальнем востоке. В этот тяжёлый для нашей страны период противостояния агрессии англосаксонского мира по железным дорогам, через территорию необъятной России были успешно переправлены первые отечественные субмарины, которые в последствие стали основой подводных сил Тихоокеанского флота. Само базирование 15-ти боевых подводных лодок, заблаговременно переброшенных по железным дорогам в Амурский лиман и бухту Владивостока, наводило панический ужас на агрессора. Заставило его отказаться от захвата восточных российских портов.
3. В годы Первой мировой – Великой войны такая же операция, но только в противоположную сторону (с Востока на Запад) была осуществлена в целях переброски субмарин типа «Американский Голланд» из Владивостока на судостроительные верфи Петрограда и Николаева.
4. В тяжёлые годы Великой Отечественной войны по заказам флота отечественные кораблестроители и разработчики железнодорожного транспорта создали проекты боевых железнодорожных платформ и подводных лодок под однотипное артиллерийское вооружение калибром от 45 до 130мм. Испытание железнодорожного вооружения и вооружения подводных лодок, а также боеприпасов к ним проходило на смежных артиллерийских позициях полигона «Ржевка» даже в условиях блокадного Ленинграда. Осуществлялись испытания силами одного коллектива офицеров-испытателей. В последствие это оружие успешно использовалось как в условиях подводной войны, так и в ходе боевых действий на сухопутье.
5. Парадоксально, но факт, что с началом Холодной войны, на базе испытательной площадки «Пугоревская батарея» вышеназванного полигона, там, где в период Великой Отечественной отрабатывались железнодорожные артиллерийские транспортёры, в 50-е годы прошлого столетия был построен уникальный экспериментальный комплекс для испытаний первых твёрдотопливных ракет подводного базирования. Комплекс успешно функционировал вплоть до Горбачёвской «перестройки» – величайшего предательства отечественных интересов в угоду апологетам англосаксонского мирового доминирования.
6. В это же время началась разработка ракетных комплексов железнодорожного базирования, ставших в последствие грозой для наших заклятых «западных партнёров». Именно по подводным ракетоносцам и по ракетным железнодорожным комплексам в «перестроечные годы» наши геополитические противники нанесут главный сокрушительный удар и отправят их на лом руками доморощенных российских предателей. Сейчас подводникам и железнодорожникам России приходиться вместе возвращать утраченные ранее позиции.
7. Закономерно, что в тот героический период на стыке совместного развития отечественного железнодорожного транспорта и подводного флота появлялись уникальные личности (учёные, конструктора, производственники, испытатели, военные), внёсшие огромный вклад в укрепление обороноспособности нашей Родины.
8. Одним из таких, наиболее ярких, представителей, по мнению нашего музея, является генерал-майор береговой службы Николай Иванович Дмитриев. Это человек уникальной судьбы, прошедший путь от рядового бойца железнодорожных войск до руководителя крупных научно-испытательных учреждений ВМФ, на долю которого выпала организация сложнейших натурных экспериментальных исследований в области разработки артиллерийского (1938 – 1941гг.) и ракетного (1947 – 1959гг.) вооружения подводного базирования.

Справочно: биография Н.И. Дмитриева
В 1914 окончил двухклассное министерское училище. После этого работал конторщиком, инструктором по внешкольному и профтехническому образованию. Вступил в РКП(б) в 1920г.. С февраля 1922 года по ноябрь 1924 года служил рядовым, политруком и военкомом на бронепоезде № 98 «Советская Россия», бронепоезде № 27 «Буря», в отряде бронедрезин № 2 «Гарфорда». С 1924 по 1932гг. проходил службу в Шлиссельбургской группе береговых батарей, в форте «Красная Горка» и в других подразделениях артиллерии береговой обороны Краснознамённого Балтийского флота.
В 1935 году окончил Особый курс Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. С июля 1935 по октябрь 1939 служил в Керченском, Южно-Кавказском и Северо-Западном укрепрайонах Черноморского флота. С декабря 1939 по июнь 1941 являлся начальником НИМАП (Научно-исследовательский морской артиллерийский полигон – «Ржевка»). С июля 1935 по 1937 гг. комендант и военком Керченского укрепрайона Черноморского флота, исполнял должность коменданта Южно-Кавказского укрепрайона Черноморского флота. С 1937 по 1939гг. комендант Северо-Западного укрепрайона Черноморского флота.
На остров Ханко, на должность коменданта сектора береговой обороны прибыл за неделю до начала Великой Отечественной войны и оставался там до последнего дня пребывания гарнизона советской военно-морской базы. Командовал 1-й морской железнодорожной артиллерийской бригадой. Руководил операцией по захвату острова Хорсен и другими островными операциями.
После участия в обороне Ленинграда, с февраля 1944г., был назначен командиром 12-й железнодорожной артиллерийской бригады Тихоокеанского флота.
С июня 1947 года заместитель начальника Государственного центрального полигона (ГЦП) Министерства ВС СССР (г. Феодосия). С 1949 по 1959гг.- начальник Полигона № 4 ВМС СССР, созданного специально для испытаний подводного торпедного и ракетного оружия. Похоронен на Старом кладбище города Феодосии.

Сегодня память о славных событиях прошлого и великих людях, «творивших» историю России на стыке развития отечественного подводного и железнодорожного дела, находится в компетенции 2-х музеев: большого – «Петербургского Центрального музея железнодорожного транспорта» и малого – «Музея истории подводных сил России имени А.И. Маринеско». Несмотря на принципиальные различия статуса, подведомственности и размеров этих учреждений, сегодня в них служат истинные энтузиасты своего дела и патриоты России.
Мы уверены, что в ближайшей перспективе наши организации просто «обречены» на плодотворное сотрудничество в области изучения малоизвестных страниц истории отечественных подводных сил и железнодорожного транспорта.
Поэтому ещё раз поздравляем наших коллег с их замечательным праздником, желаем дальнейших творческих удач и приглашаем в гости.
С уважением, коллектив СПб ГБУК «МИПСР им. Маринеско».