Санкт-Петербург и море – это единое-целое, связанные друг с другом неразрывно. Возникший во время войны за выход к Балтийскому морю, Санкт-Петербург задумывался как морская столица обновленной России, основа морского могущества государства. С основанием новой столицы началось строительство Балтийского флота, началась морская слава России, морская слава Санкт-Петербурга. В становлении морской славы России тесно переплелись судьбы Санкт-Петербурга и рожденного им Балтийского флота.
Одержав блистательные победы у Гангута, Эзеля и Гренгама Балтийский флот положил конец безраздельному господству Швеции на Балтийском море, что сыграло стратегическую роль в заключении Ништадского мира и началу закрепления России на берегах Балтики. Через порты Санкт-Петербурга, Ревеля и Риги русские торговые суда пошли в страны Европы развивая экономическую мощь России.
Полвека спустя от берегов Санкт-Петербурга балтийские эскадры уходили в Средиземное море. Сражаясь с турецким флотом, русские корабли поддержали восстание греков на Пелопоннесе, захватили с моря турецкие укрепления на Морее и у Наварина, одержали блестящие победы в Хиосе, Чесме и Патрасском заливе, осадили Бейрут и блокировали Дарданеллы. Действия балтийских эскадр совместно с победами Русской армии на суше сыграли стратегическую роль в заключении мира с Османской портой и закреплении России на берегах Черного моря.
В эти же годы, пользуясь отсутствием Русской армии, воевавшей с турками на юге, Швеция предприняла попытку захватить Санкт-Петербург с моря и вернуть себе земли, утраченные полвека назад. Балтийский флот отразил эту агрессию, выиграв сражения у Гогланда, Ревеля и Выборга. Одержанные победы окончательно закрепили Россию на берегах седой Балтики.
Морская слава России – это не только морские войны и блестящие победы. Морская слава – это дальние походы, открытие и освоение новых земель.
Еще в XVII-XVIII веках русские первопроходцы, пройдя пространства Евразии, вышли на берега Тихого океана и, преодолев его, основали поселения в Русской Америке, на северо-западе Нового света. Со временем центр управления Российско-Американской компании разместился в Санкт-Петербурге, от берегов которого корабли уходили в плавание к новоприобретенным землям. Всего с 1803 по 1855 годы русские корабли выполнили 41 кругосветное путешествие, уходя от Санкт-Петербурга к Новоархангельску в Северной Америке, следуя через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, и возвращаясь обратно. Венцом кругосветных путешествий стало открытие русскими моряками нового континента – Антарктиды, состоявшееся в начале 1820 года.
Морская слава Санкт-Петербурга стоит на твердой научной и технической основе. Первые морские корабли были построены на Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга, основанной Петром I. Морское образование, начатое московской «Школой математических и навигацких наук» в 1701 году, четырнадцать лет спустя продолжило свое развитие в Северной столице как Морская академия, готовившая офицеров для военно-морского флота. Подготовка кадров для торгового плавания начато в 1829 году Училищем торгового мореплавания. В 1798 году в Санкт-Петербурге было основано «Училище корабельной архитектуры», которое в 1834 году осуществило первый выпуск инженер-механиков флота – специалистов по эксплуатации паровых машин.
Петербургский ученый-электротехник Б.С. Якоби в 1839 году построил лодку, перевозившую 14 пассажиров против течения Невы, двигателем которой, впервые в мире, стал электромотор. Большим вкладом Б.С. Якоби в военно-морское дело стало создание морских мин, подрываемых с берега по гальваническим (электрическим, в современной терминологии) проводам, а затем оснащенные гальванохимическими и гальваноударными взрывателями. В годы Крымской войны заграждения из мин Б.С. Якоби сорвали нападение соединенной англо-французской эскадры на Кронштадт, тем самым защитив Санкт-Петербург от удара неприятельского флота со стороны Балтийского моря.
На берегах Финского залива и Невы зародилось отечественное подводное плавание. Первая подводная лодка – «Потаенное судно» Ефима Никонова было построено в 1721 году возле Сестрорецка, в последующем веке были созданы подводные лодки К.А. Шильдера и И.Ф. Александровского, в 1880-е гг. была построена первая в мире серия подводных лодок С.К. Джевецкого, состоявшая из 50 кораблей, предназначенных для обороны приморских крепостей.
Исторически и традиционно Балтийский флот являлся источником военно-морской силы на всех морях, омывающих Россию. Отряд кораблей Балтийского флота постоянно находился на Белом море, поддерживал вооруженной силой российскую дипломатию в центре мировой политики тех лет – на Средиземном море. Отряды балтийских крейсеров, начиная со второй половины XIX века несли боевую службу на Тихом океане, совершая для этого кругосветные плавания и периодически меняя друг друга.
Из кораблей Балтийского флота была сформирована Первая Тихоокеанская эскадра, героически сражавшаяся и погибшая под Порт-Артуром в 1904 году. Именно из Петербурга, осенью 1904 года вышла в свой бессмертный поход Вторая Тихоокеанская эскадра, совершившая переход в 18 тыс. миль и погибшая под Цусимой в мае 1905 года. Современник писал: «… Волею Всевышнего не суждено было увенчать ваш поход успехом, но беззаветным мужеством вашим Отечество всегда будет гордиться…».
И в годы Первой Мировой войны Балтийский флот защищал столицу Российской империи – город Петроград, оперируя с передовых баз в устье Финского залива, Моонзундского архипелага и Або-Аландских островов. Заводы, военные порты и учебные отряды Кронштадта и Петербурга обеспечивали боевые действия балтийских кораблей.
Балтийские моряки внесли существенный вклад в русские революции 1917 года. В современности, принято по-разному относится к тем далеким событиям, но надо признать, что итогом Октябрьской революции стало формирование нового вида государственности, основанного на социальной справедливости и создание нового государства – Союза Советских Социалистических Республик. Ленинград – стал главной базой флота. За боевые результаты в этих событиях Балтийский флот стал Краснознаменным.
Заводы и конструкторские бюро, научные, образовательные и военно-учебные центры, ученые, военные моряки, рабочие и инженеры Ленинграда и Кронштадта стали создателями нового Советского военно-морского флота. Корабли, построенные на заводах Ленинграда стали пополнением нового Северного флота страны, пополнили Морские силы на Дальнем Востоке.
Краснознаменный Балтийский флот сыграл ключевую роль в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Морская пехота и тяжелые корабельные орудия Балтфлота отражали атаки немецко-фашисткой армии на сухопутном фронте, авиаторы Балтики защищали небо Города на Неве, подводные лодки, прорывая противолодочные рубежи, топили вражеские корабли и суда в центральной и южной акваториях Балтийского моря. За боевые подвиги и вклад в Победу, Балтийский флот был награжден орденом Боевого Красного знамени, став Дважды Краснознаменным.
Свой последний вклад в Победу корабли Дважды Краснознаменного Балтийского флота внесли много лет спустя, сняв Минную блокаду Ленинграда и восстановив мирное судоходство в 1946 году, и ликвидировав минную опасность на Балтике к 1961 году.
В послевоенные годы Ленинград стал центром кораблестроения Советского Союза. В центральных научно-исследовательских институтах проводились фундаментальные исследования, определявшие перспективный облик кораблей и судов, устройств и систем. В проектно-конструкторских бюро были созданы первые атомные корабли – атомный ледокол «Ленин» и атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», надводные корабли, вооруженные современным вооружением, оснащенные первоклассными радиоэлектронными системами и энергетикой. Ленинградские заводы освоили строительство всех типов кораблей и судов, начиная от небольших катеров и заканчивая тяжелыми атомными ракетными крейсерами. Образовательные учебные заведения готовили весь спектр кадров для флота и кораблестроения, начиная от рабочих и матросских специальностей, и заканчивая кадрами высшей квалификации. Это был период морской трудовой славы Ленинграда.
Важная роль в этих процессах отводилась Ленинградской военно-морской базе – оперативному соединению Советского ВМФ, задачи которой были направлены не только на обеспечение ввода в строй новых кораблей и судов ВМФ, но и на охрана водных районов Финского залива, как ближних морских акваторий, прилегающих к Ленинграду.
И в современности, Санкт-Петербург является городом морской славы России. Этому в немалой степени способствует система морских и военно-морских музеев, чья деятельность направлена на сохранение и преумножение Морского наследия нашей Родины. Судостроительные заводы Санкт-Петербурга продолжают строительство боевых кораблей для Российского ВМФ и судов для мирного освоения просторов Мирового океана, университеты Санкт-Петербурга продолжают готовить кадры для флота и судостроения. Во многих школах города получили распространение кадетские и морские классы, в которых проходят обучение и воспитание многие тысячи детей – будущих моряков и кораблестроителей, будущих создателей Морской славы Санкт-Петербурга.