Шаги к Победе. День за днём… 05 мая

размещено в: Новости, Новости музея | 0

 

Боевые походы подводных лодок Балтийского флота в 1945 году

В 1944 году вывод из войны Финляндии и выход советских войск к побережью Балтийского моря создали условия для активного участия сил Балтийского флота в боевых действиях в центральной части Балтийского моря.

В январе 1945 года войсками Второго и Третьего Белорусских фронтов была начата Восточно-Прусская наступательная операция, в результате которой немецко-фашистские войска были разбиты на три окруженные группировки – хейльсбергскую, кенигсбергскую и земландскую, снабжаемые только по морю.

С учетом сложившейся обстановки и стратегического плана наступления Советской Армии в Восточной Пруссии и Померании, в качестве одной из основных задач Балтийского флота, поставленных Ставкой Верховного Главнокомандования, стало пресечение морских коммуникаций противника, в решении которой существенная роль отводилась подводным силам.

Подводные лодки Балтийского флота дислоцировались в передовых базах в финских портах Ханко, Хельсинки и Турку, командный пункт находился на плавбазе «Иртыш». В Паланге был создан пункт управления, координировавший деятельность подводных лодок с авиацией, сообщавший информацию о местонахождении вражеских конвоев. Из 20 подводных лодок, входивших к тому времени в состав Балтийского моря, к одновременному использованию предполагалось 6 — 8 кораблей. Переход подводных лодок на боевые позиции осуществлялся по шхерным фарватерам, под проводкой лоцманов и охраной боевых кораблей, а при наличии льда – и в сопровождении ледоколов.

Основным тактическим приемом действия подводных лодок стало крейсерство в выделенном районе. Помимо пресечения морских коммуникаций противника, подводным лодкам ставились задачи борьбы с кораблями противника, ведущими обстрел советских войск на побережье, постановка минных заграждений на маршрутах движения неприятельских кораблей и судов, ведение разведки.

Первой, в 1945 году, в боевой поход вышла «Щ-307», начав движение в сложной ледовой обстановке 4 января, и прибыв на боевые позиции юго-западнее Либавы 9 января. В этот же день, подводная лодка произвела атаку вражеского конвоя, добившись, по словам командира, торпедного попадания в транспорт. Сторожевые корабли противника преследовали подводную лодку несколько часов, сбросив на нее 70 глубинных бомб, но успеха не имели. Однако, 17 января, из-за аварии аккумуляторной батареи, «Щ-307» была вынуждена вернуться в свою базу.

Первой, в 1945 году, боевой счет открыла подводная лодка «Щ-310», действующая под командой капитана 3 ранга С.Н. Богорада. В ночь на 7 января, находясь в позиционном положении, «Щ-310» атаковала вражеский конвой из трех транспортов, добившись попадания двух торпед в один из них.

23 марта лодка вышла во второй боевой поход для действия в районе Либавы, продлившийся один месяц. Уже в ночь на 27 марта, наведенная по данным авиационной разведки, «Щ-310» произвела торпедную атаку по транспорту, потопив его. В последующие дни подводная лодка атаковала еще несколько конвоев, добившись повреждения еще одного транспорта. Финальную атаку «Щ-310» провела в ночь на 24 апреля, но обе выпущенные торпеды не достигли цели. 26 апреля лодка вернулась в базу.

Всего с декабря 1944 года до апреля 1945 года, подводная лодка «Щ-310» провела в двух боевых походах 62 суток, пройдя 3072 миль в надводном и 1210 миль в подводном положении.

Подводная лодка «Щ-309» выполнила в победном, 1945 году, два боевых похода, с 18 февраля по 4 марта и 30 марта по 10 мая.

23 февраля «Щ-309» потопила немецкий транспорт «Геттинген», перевозивший 1300 солдат. В течение последовавших пяти часов противник преследовал лодку, сбросив на нее 36 глубинных бомб, причинивших ей существенные повреждения.

Во второй боевой поход, прошедший в восточной части Данцигской бухты, «Щ-310» имела многочисленные контакты с противолодочными силами противника и в силу этого боевых результатов не имела. Победу «Щ-309» встретила в море, вернувшись в свою базу в первый день, после войны.

Подводная лодка «К-51» 20 января вышла из Ханко для патрулирования возле Померанской бухты.

Неделю спустя, в ночь 28 января «К-51» двумя торпедами атаковал и потопил немецкий транспорт «Виборг» (2 028 брт). В последующие дни «К-51» произвела еще две атаки вражеских конвоев, но успеха не имела и 19 февраля вернулась в базу.

Другая крейсерская подводная лодка «К-52» совершила два боевых похода в 1945 году, и первый из них – с 15 февраля по 11 марта.

Днем 24 февраля восточнее банки Штольпе «К-52» атаковала небольшой конвой из транспорта и сторожевого корабля, и, как доложил командир, добилась попадания в обе цели. Вечером этого дня лодка была обнаружена гидроакустикой германского эсминца «Z-25» и в течение длительного времени подверглась преследованию со стороны противолодочных сил противника. Днем 1 марта «К-52» атаковала судно противника, используя в качестве целеуказания данные своей шумопеленгаторной станции.

Вечером 4 марта, сменив позиции, подводная лодка атаковала и потопила крупный немецкий транспорт. Считается, что это был лайнер «Дойчланд», следовавший под охраной эсминца «Z-28». 7 марта «К-52» атаковала отряд немецких боевых кораблей, состоящий из двух тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Лютцов», эсминцев «Z-34» и «Z-43», и миноносцев «Т-23» и «Т-33». Спустя сутки, лодка атаковала одиночно идущий транспорт и, в соответствии с докладом командира, потопила его.

Второй боевой поход подводная лодка «К-52» выполнила с 17 по 30 апреля. За это время «К-52» потопила 3 вражеских транспорта, несмотря на мощное противодействие противника. Так, во время преследования, 21 апреля сторожевые корабли за 45 минут сбросили на нее 48 глубинных бомб. Весь день 24 апреля район, где находилась лодка, бомбили самолеты, сбросив около 170 глубинных бомб.

Всего за время похода самолеты и корабли обрушили на «К-52» 452 бомбы, из них 54 разорвались на расстоянии от 50 до 400 метров. Однако командир искусным маневрированием отрывался от врага. Экипаж умело вел борьбу за живучесть своего корабля. «К-52» благополучно возвратилась на базу.

Существенных успехов достигла подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3 ранга А.И. Маринеско. 30 января 1945 года она потопила немецкий транспорт (бывший лайнер) «Вильгельм Густлофф» (25 844 брт), 10 февраля – «Генерал Штойбен» (14 660 брт.).

Помимо торпедного оружия подводные лодки использовали и минные заграждения

Так, подводная лодка «Л-3» начала кампанию 1945 года 23 января, выставив через два дня минные заграждения на подходах к порту Виндава. Считается, что на данных минных заграждениях подорвались и затонули два транспорта и ледокол противника. В последующие дни «Л-3» предприняла несколько атак вражеских конвоев, в том числе на охранение карманного линкора «Адмирал Шеер».

Во втором походе, длившийся с 23 марта по 25 апреля, «Л-3» достигла существенного успеха, потопив торпедами транспорт «Гойя» (5230 брт), перевозивший немецких солдат.

Подводная лодка «Л-21» 13 марта 1945 года выставила 20 мин, на котором погибли два миноносца «Т-3» и «Т-5», и, предположительно, подводная лодка «U-367». Спустя десять дней «Л-21» атаковала торпедами конвой, потопив сторожевой корабль «V-2022», а затем – еще один, наблюдая после залпа взрывы торпед.

Подводная лодка «Лембит» 30 марта 1945 года поставила 20 мин на морских коммуникациях, проходящих восточнее маяка Риксгафт. Через два часа после постановки мин в направлении минного заграждения были услышаны шум винтов, а затем три сильных взрыва. Еще один взрыв в районе заграждения на подводной лодке слышали 2 апреля. Считается, что на данном заграждении погиб один сторожевой корабль и несколько транспортов противника.

Всего за четыре месяца 1945 года подводные лодки Балтийского флота потопили 15 транспортных судов и несколько боевых кораблей, потеряв только одну подводную лодку – «С-4», погибшую в начале января 1945 года. Действия подводных лодок Балтийского флота оказали существенную помощь советским войскам, разгромившим противника в Восточной Пруссии и Померании.

Иллюстрации:

Рис. 1. Восточно-Прусская наступательная операция.

Рис. 2. Подводная лодка «Щ-307», январь 1945 года.

Рис. 3. Подводная лодка «Щ-310».

Рис. 4. Подводная лодка «Щ-309» выходит на боевые позиции, 1945 год.

Рис. 5. Подводная лодка «К-51».

Рис. 6. Подводная лодка «К-52» (послевоенное фото).

Рис. 7. Подводная лодка «С-13».

Рис. 8. Подводная лодка «Л-3».

Рис. 9. Подводная лодка «Л-21».

Рис. 10. Подводная лодка «Лембит».