Степан Карлович Джевецкий – изобретатель и конструктор подводных лодок. Часть 1

размещено в: Новости | 0

 

Степан Карлович Джевецкий. Источник фото: https://persons-info.com/userfiles/image/persons/10000-20000/19000-20000/19392/DZHEVETSKII_Stepan_Karlovich2.jpg


Степан Карлович Джевецкий
родился 26 июля 1843 года в селе Кунка Подольской губернии Российской Империи (сейчас – территория Винницкой области Украины), в богатой дворянской семье польского происхождения. Инженерное образование он получил в Центральной школе искусств и мануфактур (Париж), где подружился с выдающимся французским конструктором Гюставом Эйфелем. Степан Карлович принял участие во Всемирной выставке 1873 года в Вене, на которой представлял созданные им приборы, после чего получил приглашение от великого князя Константина Николаевича (младшего брата Императора Александра II) стать совещательным членом Морского технического комитета.

В 1877 году, во время Русско-турецкой (Освободительной) войны, С.К. Джевецкий записался добровольцем на Черноморский флот, где служил матросом на военном пароходе «Веста». 11 июля 1877 года пароход принял бой с гораздо более мощным турецким броненосцем «Фетхи-Буленд». «Веста» на протяжении 5 часов героически противостояла превосходящему ее по всем показателям кораблю противника, нанесла ему повреждению и вынудила отступить. За участие в этом сражении Степан Карлович, как и многие другие члены команды, был награжден Знаком отличия ордена Святого Георгия (Георгиевским крестом).

«Подаскаф» – первый вариант подлодки С.К. Джевецкого (реконструкция). Источник фото: https://warspot.ru/4486-stefan-dzhevetskiy-mechta-o-submarine

После демобилизации С.К. Джевецкий поселился в Одессе и приступил к созданию подводной лодки, которую планировал использовать против Турции, но постройка субмарины была завершена только в 1878 году, уже после окончания Русско-турецкой войны. Первый вариант подлодки, сконструированный Степаном Карловичем, именовался «Подаскаф» и представлял собой одноместную субмарину, длиной около 4,5 метра. Лодка приводилась в движение мускульной силой единственного члена экипажа, при помощи педального привода. Ее оружием был заряд динамита (50 кг), который прикреплялся к днищу неприятельского судна и дистанционно подрывался с помощью электрического разряда, подаваемого по проводу. На испытаниях «Подаскаф», которым управлял сам С.К. Джевецкий, продемонстрировал успешное поражение цели, но в серию лодки подобной конструкции запущены не были из-за их низкой скорости и малой дальности плавания, а также ненадежности оружия.

Степан Карлович продолжил разработку и совершенствование проектов субмарин, и в 1879 году в Санкт-Петербурге был построен «Подводный минный аппарат» (второй вариант подлодки С.К. Джевецкого). Лодка была однокорпусной (длина – почти 6 метров), ее экипаж состоял из 4 человек. Субмарина оснащалась двумя гребными винтами (на носу и на корме), которые приводились в движение педальным приводом. Вооружение – две всплывающие мины по 32 кг каждая, которые можно было отсоединить изнутри корпуса и подорвать по электрическому проводу. Испытания подлодки этого типа проходили на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии цесаревича Александра Александровича (будущего Императора Александра III) и его супруги. После успешной демонстрации возможностей лодки, Военное министерство заказало постройку 50 подобных субмарин.

Демонстрация С.К. Джевецким своей подводной лодки на Серебряном пруду в Гатчине. 1880 год (автор – Заслуженный художник РФ А.А. Тронь; 2006). Источник фото: https://cdn-navalmuseum.testing.spb.ru/Pictures/catalog/big/142433599061135.jpg
Третий вариант подлодки С.К. Джевецкого – первая в мире субмарина, запущенная в серийное производство. Источник фото: http://www.navy.su/navysub1917/dzhevetskiy/images/dzhevetskiy_00.jpg

В дальнейшем проект был доработан – оставлен только кормовой винт, экипаж сократился до 3 человек (третий вариант подлодки С.К. Джевецкого). Эти субмарины, предназначенные для прибрежного использования при обороне приморских крепостей, стали первыми в мире подводными лодками, запущенными в серийное производство. Всего в 1880–1881 годах было построено 50 таких подлодок, из них 16 несли службу на Балтийском море, 32 отправлены на Чёрное море, 1 передана Главному инженерному управлению Военного министерства и 1 оставлена изобретателю.

В 1884–1885 годах Степан Карлович оснастил субмарину, находившуюся в его распоряжении, электрическим двигателем собственной конструкции (четвертый вариант подлодки С.К. Джевецкого). Созданное им электрооборудование лодки было удостоено премии на Третьей Петербургской электрической выставке 1886 года. В тот же период изобретатель, впервые в мире, оборудует одну из субмарин своей постройки водометным движителем, работающим от электромотора (пятый вариант подлодки С.К. Джевецкого). Эти лодки стали первыми в мире электрическими субмаринами, заложив основы нового направления в подводном кораблестроении, но эффективность вооружения (всплывающие мины) и условия обитаемости подлодок продолжали оставаться низкими, поэтому проект не развился далее экспериментальных образцов.

 

Источники, использованные при подготовке публикации:

  1. Интернет-портал «Штурм Глубины»
  2. Mil.Press Flot https://flot.com/