В 1892 году Степан Карлович Джевецкий разработал бортовой рамочный торпедный аппарат, который был принят на вооружение подводного флота России (1903 год), Франции и Италии. Такая конструкция аппаратов использовалась на французском подводном флоте вплоть до конца 1930-х годов. Тогда же, в 1892 году Степан Карлович создает теорию расчета воздушных винтов, спустя некоторое время – становится одним из основателей воздухоплавательного отдела Русского технического общества.
В 1896 году С.К. Джевецкий представил свой проект подводного «водобронного миноносца» на конкурс французского Морского ведомства. Этот корабль представлял собой полуподводную лодку, его надводный ход предполагалось обеспечивать двумя паровыми машиной, работающими на нефти, а подводный – электромотором мощностью 100 л/с. Вооружение миноносца должно было состоять из четырех рамочных торпедных аппаратов. Проект, разработанный изобретателем, получил вторую премию на этом конкурсе (первая не присуждалась), но так и не был реализован ни во Франции, ни в России.
После начала Русско-японской войны, в 1904 году две подлодки, относившиеся к т.н. третьему варианту подлодок С.К. Джевецкого, были переоборудованы в полуподводные лодки и вошли в состав действующего флота.
Полуподводная лодка «Кета»
Создание катера малой видимости на базе одной из таких лодок проходило на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования», в соответствии с проектом Сергея Александровича Яновича (Подробнее о судьбе изобретателя С.А. Яновича рассказывалось в статье: http://музеймаринеско.рф/yanovich-s-a-moryak-i-konstruktor). На лодку был установлен бензиновый двигатель мощностью 24 л/с. Для передвижения в боевом (полупогруженном) положении использовалось устройство по забору воздуха и выводу отработанных газов, фактически ставшее прообразом шноркеля. Вооружение корабля состояло из 37-мм пушки и двух торпед во внешних торпедных аппаратах, экипаж включал 7 человек. В марте 1905 года катер малой видимости «Кета» (в документах встречается название «Кэта») вошёл в состав Сибирской флотилии в качестве миноносца.
Лодка в сопровождении С.А. Яновича, который был назначен её командиром, прибыла по железной дороге на Дальний Восток в мае 1905 года. К июню того же года катер малой видимости на барже доставили в город Николаевск (сейчас – Николаевск-на-Амуре), для содействия в обороне устья реки Амур. «Кета» несла службу до окончания боевых действий с Японией, выходя на патрулирование Амурского лимана. Атаковать неприятельские корабли лодке ни разу не удалось, но её экипаж, включая и Сергея Александровича, 31 июля 1905 года принял участие в предотвращении высадки японского десанта на мысе Лазарев. Моряки, находившиеся на берегу, открыли огонь из стрелкового оружия по десантной группе. Японцы, получив отпор, отступили, их потери составили 5 человек убитыми.
Всего за время Русско-японской войны «Кета» совершила 17 выходов в море, пройдя без аварий и серьёзных поломок 948 миль. В 1908 году лодка была исключена из состава флота и разделана на металл.
Полуподводная лодка «Чилим»
Другая подлодка С.К. Джевецкого третьего варианта, за счет средств «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования», в 1904–1905 годах переоборудована в полуподводную лодку «Чилим» по проекту Александра Сергеевича Боткина. На корабль был установлен керосиновый двигатель мощностью 14 л/с. Вооружение «минного катера» состояло из двух 381-мм бортовых трубчатых торпедных аппаратов, экипаж включал 3 человека. В сентябре 1905 года «Чилим» был доставлен на Дальний Восток и вошёл в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского порта, но фактически в боевых действиях участия не принимал.
***
В 1904–1906 годах, по проекту Степана Карловича Джевецкого, шло строительство первой подводной лодки с единым двигателем для надводного и подводного хода. Она строилась на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Подлодка была названа «Почтовый», т.к. большая часть пожертвований на ее строительство была собрана среди почтовых служащих.
«Почтовый» представлял собой однокорпусную подводную лодку, длиной около 35 метров. Ход лодки обеспечивался двумя бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, мощностью по 130 л/с каждый. Максимальная глубина погружения – 30 метров. Вооружение субмарины состояло из двух палубных 457-мм торпедных аппаратов. Несмотря на несовершенство конструкции, подлодка являлась самым успешным проектом подводного корабля с единым двигателем первой четверти XX века. В 1913 году лодка была выведена из боевого состава флота, после 1925 года разделана на металл.
С конца XIX века Степан Карлович в основном проживал в Париже. В 1907 году им была разработана оригинальная теория гребного винта, т.н. «винт системы Джевецкого». В 1912 году по проекту С.К. Джевецкого был построен аэроплан. Его работа «Общая теория винтов», посвященная движению гребного винта на основании законов сопротивления жидкости, в 1920 году была награждена премией французской Академии наук. В последние годы жизни ученый занимался кинетической теорией газов.
Степан Карлович Джевецкий умер 23 апреля 1938 года в Париже, успев внести значительный вклад в подводное кораблестроение и авиацию.
Источники, использованные при подготовке публикации: 1.Интернет-портал «Штурм Глубины» 2.Mil.Press Flot https://flot.com/
Фотографии 1.Степан Карлович Джевецкий. Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/54/Stefan_Drzewiecki.jpg 2.Полуподводная лодка «Кета» и ее конструктор Сергей Александрович Янович. Источник фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Keta.jpg 3.Александр Сергеевич Боткин – конструктор полуподводной лодки «Чилим» Источник фото: https://i.pinimg.com/originals/54/38/87/543887add995c6b59c2a28108c10ad36.jpg 4.Первая в мире подлодка с единым двигателем «Почтовый» (Кронштадт) Источник фото: http://www.keu-ocr.narod.ru/Pochtovy/pictures/02.jpg