Выставка «Командирское слово – всему основа»

размещено в: Выставки, Новости | 0

Ко Дню командира корабля
(с 02.10 по 24.11)

2 октября в Музее Истории Подводных сил России им. Маринеско открылась выставка, посвященная Дню командира корабля. Этот праздник учрежден в честь 180-летия Наваринского морского сражения и отмечается с 2007 года 8 октября. В Наваринском сражении особенно отличился русский линейный корабль «Азов» под командованием капитана первого ранга Михаила Лазарева. За свои боевые подвиги «Азов» впервые в истории Российского флота был награжден гвардейским Георгиевским флагом и вымпелом.

Командир корабля в мирное и военное время, в боевом походе и на стоянке отвечает за боевую готовность, воинскую дисциплину, безопасность плавания и управление маневрами. И эту ответственность с командира не снимает даже присутствие на корабле старших начальников. Кстати, о присутствии на борту такого вышестоящего лица обычно сообщает широкий вымпел (брейд-вымпел), который на подводной лодке поднимают на одном из выдвижных устройств корабля. Есть брейд-вымпел и на нашей выставке.

Также в экспозиции представлены личные вещи и фотографии легендарных командиров Великой Отечественной войны, героев Советского Союза и Российской Федерации С.П. Лисина и А.М. Матиясевича, кавалеров ордена Красного Знамени П.И. Парамошкина, и П.Д. Грищенко. В годы войны подводные лодки под их командованием, как и знаменитый «Азов», получили за свои подвиги звание гвардейских.

Особого упоминания заслуживает подводная лодка «С-56» и ее командир – капитан-лейтенант Г. И. Щедрин. «С-56» не только участвовала в 8 боевых походах, потопила более 10 вражеских кораблей и высадила десант в глубоком тылу противника, но и совершила в 1942 году дальний переход через два океана из района дислоцирования Тихоокеанского флота в район размещения кораблей Северного флота.

Нельзя забывать, что и в мирное время условия службы на подводной лодке сопряжены с ежедневным риском и от командира все так же напрямую зависят выживание экипажа и сохранность корабля.

Большая часть экспонатов выставки – это поздравления, награды, благодарности и почетные грамоты, отмечающие выдающиеся достижения, успешное решение труднейших задач, высочайший профессионализм и компетентность командиров дизельных и атомных подводных лодок. Но есть на выставке предмет, заставляющий внимательного зрителя задуматься о том, что командир – это не только тот, кто получает награды, но порой и тот, кто несет на своих плечах тяжелый груз ответственности и наказания. Мы говорим о странице из рукописи объяснительной командира атомной подводной лодки «К-429» Н.М. Суворова. Она была написана после того, как вверенный ему корабль затонул в бухте Саранной. Повинуясь приказу вышестоящих военачальников, командир принял неверное решение, которое в результате повлекло за собой гибель 16 человек экипажа, а самого Суворова привело на скамью подсудимых.

После того, как задраивается рубочный люк, подводная лодка превращается в замкнутый мир, живущий по своим особым законам. Здесь экипаж, чтобы выжить, должен стать единой семьей, а командир – научиться в полной мере соответствовать званию «первого после Бога». И такое под силу далеко не каждому. Именно поэтому знак командира подводной лодки ценится теми, кто его носит, подчас выше остальных наград.