с 18 июня до 20 июля
Экспозиция посвящается истории экспедиций особого назначения (ЭОН). В ней представлены редкие фотоматериалы из фондов музея, личные фотографии и документы подводников, принимавших участие переходах такого рода.
В истории Советского военно-морского флота экспедициями особого назначения, в основном, называли длительные переходы оперативных соединений надводных и подводных кораблей с целью их переброски между флотами. ЭОН формировались приказами высшего военного руководства и были номерными.Первая экспедиция, ЭОН-1, состоялась в 1933 году. В ходе ее с целью создания Северной военной флотилии два эсминца, два сторожевых корабля и две подводные лодки (серии I) – «Декабрист» и «Народоволец» были переброшены из Кронштадта в Мурманск. Переход осуществлялся по открытому в августе 1933 г. Беломорско-Балтийскому каналу. ЭОН-1 считается первым этапом в формировании Северного флота, который впоследствии стал одним из крупнейших и важнейших оперативно-стратегических объединений ВМФ России.В том же году состоялась вторая экспедиция (ЭОН-2), и к Д-1 и Д-2 присоединилась подводная лодка Д-3 «Красногвардеец».
Следующей важной вехой в истории межтеатровых переходов стала ЭОН-10. В 1940 г. подводная лодка Щ-423 под командованием опытного подводника капитана 3 ранга И. М. Зайдулина впервые в мировой истории за одну навигацию совершила переход по Северному морскому пути из Полярного во Владивосток. Перед началом экспедиции Щ-423 в обстановке строгой секретности подготовили к трансарктическому переходу. Корпус лодки обшили толстой деревянно-металлической противоледовой «шубой», бронзовые «штатные» винты заменили на стальные «ледовые», поставили съемные кормовые рули, а также установили на борту новейшее оборудование.Такая тщательность при подготовке была продиктована особой, поистине экстремальной, сложностью перехода через ледяные поля Арктики. За 74 суток (из них 56 ходовых) Щ-423 прошла 7227 миль через два океана и восемь морей. Задание Родины было выполнено с честью. Командование Тихоокеанского флота поздравило экипаж с завершением этого исторического плавания.
В последующие годы состоялись еще 5 ЭОН, в ходе которых осуществлялась переброска подводных лодок и надводных кораблей, в основном – с Балтийского флота на Северный. Но самой выдающейся экспедицией безусловно стал трансатлантический переход подводных лодок с Тихого океана на Северный флот через Панамский канал в 1942–1943 гг.
Потери подводных лодок на Северном флоте в течение первой половины 1942 г. вызывали серьезное беспокойство командования. И в августе 1942 г. было решено усилить КСФ кораблями Тихоокеанского флота, состав которого на тот момент выступал в качестве военного резерва. К переходу были подготовлены четыре новейшие подводные лодки типа «С» – С-51, С-54, С-55 и С-56, собранные во Владивостоке непосредственно перед войной, и две подводные лодки типа «Л» – Л-15 и Л-16 (предположительно, была атакована и затонула со всем экипажем у побережья США). Впервые в истории отечественного подводного флота 5 советских дизельных подводных лодок совершили столь длительный переход — более 16 тысяч миль (более 25 тыс. километров), прошли два океана и девять морей и в 1943 году пополнили ряды Краснознаменного Северного флота.
В послевоенные годы экспедиции особого назначения получили новый импульс, и проводились регулярно. С появлением в 60-е годы атомных подводных лодок трансарктические переходы стало возможным осуществлять в подводном положении. Перед советскими подводниками ставились все более сложные и амбициозные задачи.Так В 1966 году советские атомные подводные лодки К-133 (проект 627А) и К-116 (проект 675) под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина совершили первое в истории совместное кругосветное плавание. Они скрытно вышли из губы Западная Лица, прошли через пролив Дрейка и успешно завершили поход на Камчатке, пройдя весь путь, практически не всплывая.
Большая часть экспедиций особого назначения проводилась в условиях полной секретности, информация о них в течение долгого времени была доступна лишь непосредственным участникам и немногим специалистам. Мы надеемся, что выставка, посвященная этой интереснейшей странице в истории отечественного подводного флота, привлечет внимание наших посетителей и, возможно, пробудит у них тягу к дальнейшим изысканиям в этой области.
