Выставка «От «Пираньи» до «Акулы»

размещено в: Выставки, Новости | 0

Выставка посвящена достижениям и перспективным разработкам в области проектирования и строительства подводных лодок в период с 60-х до 90-х годов прошедшего столетия.На выставке представлены документальные фотографии, на которых запечатлены памятные моменты спуска новых кораблей на воду, их осмотр руководителями советского государства, модели подводных лодок, некоторые детали их технического оснащения.

Есть среди экспонатов фотографии подводников, чьи имена вошли в историю отечественного подводного флота и широко известны. Это, например, фотопортрет первого командира атомной подводной лодки «К-137», Героя Советского Союза, контр-адмирала В.Л. Березовского. На одной из фотографий в составе лучшей боевой смены подводной лодки «К-423» (1970 г.) можно увидеть совсем еще юного В.М. Апанасенко, российского и советского военачальника и ученого, члена-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук.

О других, например, о командире опытной подводной лодки «МС-520» («Пиранья») М.М. Рыбакове, известно значительно меньше или почти ничего, но тем более ценными для всех, кто интересуется историей подводного флота, являются те материалы, которые находятся в фондах музея и представлены в рамках данной выставки.

Роль и значение подводного флота в системе обороны СССР и Российской Федерации трудно переоценить. Ведь именно эта часть вооруженных сил ВМФ выполняет наиболее важные задачи по обеспечению интересов нашей страны в мировом океане.Подводный флот сохраняет суверенитет во внутренних морских водах, защищает свободу открытого моря и внутренней территории РФ, поддерживает стратегическую стабильность. Ведущая роль в защите от возможных угроз в настоящее время отводится Морским стратегическим ядерным силам. Основу их составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения.Если отечественные торпедные атомоходы первого поколения (проекты 627, 627А и 645) создавались для борьбы с надводными кораблями, то во второй половине 50-х гг. стало очевидно, что Советскому Союзу необходимы атомные подводные лодки, способные также вести борьбу с ракетными подводными силами потенциального противника. У истоков создания атомных ракетоносцев второго поколения стоят выдающиеся конструкторы и ведущие конструкторские бюро, такие как ЦКБ МТ «Рубин» (до 1966 г. – ЦКБ-18) и СПМБМ «Малахит» (до 1974 г. – СКБ-143). Так, работы по созданию атомного подводного ракетоносца 2-го поколения проекта 667 начались в 1958 г. в ЦКБ-18 под руководством А.С. Кассациера и С.Н. Ковалева, а в 1959 г. в СКБ-143 было утверждено техническое задание на серию атомных торпедных подводных лодок проекта 671(шифр «Ёрш»), разработку которого возглавил Г.Н. Чернышев.Созданию и серийному производству данных подводных лодок предшествовал целый ряд других проектов. Не все из них были претворены в жизнь, но в работе над ними в конструкторских бюро сложились коллективы единомышленников, сформировались уникальные в своей специфике школы проектирования. В последующие годы это позволило создавать атомные и дизель-электрические подводные лодки различного назначения: от самых больших в мире тяжелых ракетных подводных крейсеров проекта 941 («Акула») до сверхмалых подлодок «Пиранья» (проект 865) и не имеющих аналогов по скорости и маневренности подводных лодок с титановым корпусом и жидкометаллическим теплоносителем проекта 705 («Лира»).Стоит отметить, что успех испытаний нового морского вооружения напрямую зависит не только от его разработчиков, но и от искусства командира подводной лодки, а также от выучки и слаженной работы всего экипажа. Именно поэтому значительное место в экспозиции занимают фотографии матросов и офицеров во время несения боевой вахты, а также индивидуальные и групповые портреты командиров подлодок, на чью долю выпали первые, самые ответственные, испытания новых проектов.
_____

Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско

Время работы Музея:
Среда – воскресенье: 9.30 – 18.00

Выходные дни: понедельник, вторник, последняя пятница месяца
Касса прекращает работу в 17.30 (для заказа экскурсий в 17:00)

(812) 246-49-87
Кондратьевский пр. 83/1