Янович С.А. – моряк и конструктор

размещено в: Статьи | 0

В 2020 году исполняется 85 лет со дня смерти морского офицера и талантливого конструктора Сергея Александровича Яновича Второго (13 (01 по ст.ст.).09.1877 – 08.08.1935). Сергей Александрович создал новаторскую для своего времени полуподводную лодку (катер малой видимости) «Кета», которая вошла в историю российского кораблестроения как интересный пример конструкторской мысли своей эпохи.

В Музее истории подводных сил России хранятся подлинные предметы, принадлежавшие выдающемуся сыну России Сергею Александровичу Яновичу, которые были переданы в Музей его потомками.

 

С.А. Янович родился 13 (01 по ст.ст.) сентября 1877 года. В 1891 он зачислен в Морской корпус, после окончания которого, в 1897 году произведён в мичманы (младшее офицерское звание Российского Императорского флота). Сергея Александровича, по существовавшей тогда традиции, стали именовать Яновичем Вторым, а его старшего брата Андрея Александровича, который тоже был морским офицером – Яновичем Первым. Сергей Александрович был направлен для прохождения службы на Дальний Восток, где получил назначение вахтенным начальником на транспорт «Камчадал» Сибирской флотилии. С марта 1899 года он стал ревизором на минном крейсере «Гайдамак», одновременно с этим, периодически исполняя обязанности вахтенного начальника на других кораблях.

Боевое крещение молодой офицер прошёл во время Китайского похода Русской армии. На рубеже XIX–XX веков в Китае вспыхнуло Восстание ихэтуаней, также именовавшееся Боксёрским восстанием, целью которого было полное изгнание или уничтожение всех иностранцев. Посольские учреждения России, православные храмы и российские подданные, строившие Маньчжурскую (Китайскую Восточную) железную дорогу, подверглись нападениям экстремистски настроенных повстанцев, поддерживаемых частями китайской армии. В 1900 году Россия, совместно с другими государствами, начинает на территории Китая военную операцию, направленную на защиту своих граждан и ликвидацию очагов восстания.

В июле 1900 года крейсер «Гайдамак», на котором служил С.А. Янович, участвует в разгроме китайских отрядов, штурмовавших город Инкоу. За участие в этих боях он награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. После окончания военных действия Сергей Александрович нёс службу в команде миноносцев военно-морской базы Порт-Артур. В апреле 1902 года ему присвоено звание лейтенанта, после чего он назначается вахтенным начальником эскадренного миноносца «Лейтенант Бураков».

В октябре того же года С.А. Янович увольняется в запас, чтобы полностью посвятить себя разработке корабля нового типа – полуподводной лодки. Создание катера малой видимости по предложенному им проекту началось в 1904 году, уже во время Русско-японской войны, на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Корабль создавался на основе одной из подлодок, построенных в конце XIX века по проекту С.К. Джевецкого.

На лодку был установлен бензиновый двигатель мощностью 24 л.с. Для передвижения в боевом (полупогруженном) положении использовалось устройство по забору воздуха и выводу отработанных газов, фактически бывшее прообразом шноркеля. Вооружение корабля состояло из 37-мм пушки и двух торпед во внешних торпедных аппаратах, экипаж включал 7 человек. В марте 1905 года катер малой видимости «Кета» (в документах встречается название «Кэта») вошёл в состав Сибирской флотилии в качестве миноносца.

Лодка, в сопровождении С.А. Яновича, который к тому времени вернулся на военную службу и был назначен её командиром, прибыла по железной дороге на Дальний Восток в мае 1905 года. К июню того же года катер малой видимости на барже доставили в город Николаевск (сейчас – Николаевск-на-Амуре), для содействия в обороне устья реки Амур. «Кета» несла службу до окончания боевых действий с Японией, выходя на патрулирование Амурского лимана. Атаковать неприятельские корабли лодке ни разу не удалось, но её экипаж, включая и Сергея Александровича, 31 июля 1905 года принял участие в предотвращении высадки японского десанта на мысе Лазарев. Моряки, находившиеся на берегу, открыли огонь из стрелкового оружия по десантной группе. Японцы, получив отпор, отступили, их потери составили 5 человек убитыми. Всего за время Русско-японской войны «Кета» совершила 17 выходов в море, пройдя без аварий и серьёзных поломок 948 миль.

В октябре 1905 года, по окончании войны, С.А. Янович сдал командование лодкой и отбыл в Санкт-Петербург для разработки нового проекта полуподводного корабля, но вскоре эта деятельность была свёрнута, так как стало очевидно, что строить полноценные подводные лодки гораздо перспективнее. «Кета» находилась в составе флота до сентября 1908 года, а затем, по причине полного износа механизмов, разделана на металл.

В 1906 году Сергей Александрович командует отрядом сторожевых катеров на Дальнем Востоке, в том же году за свою службу награждён орденом Святой Анны 3-й степени. С января 1907 года он служит в Особом комитете по организации прибрежной обороны и занимается, в том числе, повышением обороноспособности Дальневосточных рубежей России. Как человек, обладающий большими техническими знаниями, С.А. Янович делегирован от Морского ведомства в состав экспертной комиссии 1-й Международной выставки автомобилей, двигателей и велосипедов, проходившей в Санкт-Петербурге в 1907 году. В 1909 году за службу он награждён орденом Святого Станислава 2-й степени, а в 1915 – орденом Святой Анны 2-й степени.

Уже после начала Первой Мировой войны, в конце 1915 года Сергей Александрович направлен на Черноморский флот для организации береговой обороны Батумской военно-морской базы. В январе 1916 года С.А. Янович оставляет службу в Особом комитете и поступает в распоряжение помощника Морского министра Российской Империи, а в декабре того же года «за труды, понесённые по обстоятельствам настоящей войны», он награждается орденом Святого Владимира 4-й степени. В 1917 году из-за обострившегося заболевания лёгких Сергей Александрович вначале переходит в резерв чинов Морского министерства, а затем увольняется со службы в звании капитана 2-го ранга.

После Октябрьской революции 1917 года С.А. Янович вынужден был работать рентгенотехником, так как лишился заслуженной военной пенсии. Опасаясь репрессий из-за своего офицерского звания, Сергей Александрович в 1921 году попытался эмигрировать в Финляндию, но был арестован и приговорён к двум годам принудительных работ на строительстве Волховской ГЭС. После отбытия наказания он остался работать в бюро «Волховстрой-Электроток» и, будучи высококвалифицированным инженером, знающим несколько иностранных языков, через несколько лет дослужился до заведующего Выборгской районной подстанцией Волховстроя. В феврале 1927 года С.А. Янович был уволен в связи с упразднением должности. Скончался он 08 августа 1935 года, на 58-ом году жизни, похоронен на Смоленском православном кладбище.

 

Российский морской офицер, капитан 2-го ранга Сергей Александрович Янович Второй всю свою жизнь посвятил служению Родине. Его конструкторские решения внесли вклад в разработку малых подводных лодок, им был создан ранний аналог устройства для работы двигателя под водой.

 

Источники и литература:

  1. «Одиссея» командира миноносца «КЭТА» Сергея Александровича Яновича 2-го// Морская газета
    http://gazetam.ru/15-sentyabrya/odisseya-komandira-minonostsa-keta-sergeya-aleksandrovicha-yanovicha.htm
  2. Подводная лодка «Кета». Тип «Кета» // Штурм Глубины
    http://deepstorm.ru/
  3. Рассол. И.Р. Полуподводные лодки лейтенанта С.А. Яновича. – Судостроение. – 2005. – № 5. – С. 74–80.

 

Изображения и фотографии:

  1. Янович С.А. в парадной форме.
    Из фондов Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.
  2. Групповой портрет чиновников и офицеров (Янович С.А. в центре, в парадном мундире).
    Из фондов Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.
  3. Янович С.А. за работой.
    Из фондов Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.
  4. Фотография-автопортрет Яновича С.А.
    Из фондов Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.
  5. Янович С.А. работает на верстаке в домашней мастерской.
    Из фондов Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.
  6. Полуподводная лодка «Кета».
    Источник фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Keta.jpg
  7. Чертёж «Лодка системы лейтенанта Яновича II-го, проектированная на заводе Г.А. Лесснера».
    Из фондов Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.