Знания ценою в жизнь

размещено в: Выставки, Новости | 0

Нигде нет и не может быть такого равенства перед лицом смерти,
как среди экипажа подводной лодки, где все вместе либо побеждают,
либо все погибают.

Герой Советского Союза
капитан 2 ранга М.И. Гаджиев

 

 

Обеспечение безопасности подводных лодок осуществляется по 3 направлениям: повышение живучести подводных лодок и улучшение систем жизнеобеспечения, разработка средств поиска аварийных субмарин, создание новых средств и способов спасения или же улучшение имеющихся.

Комплексная реализация действий по этим направлениям позволяет снизить опасность подводного плавания, а в случае аварий повысить вероятность спасения экипажа. Конструктивные особенности подводной лодки, имеющей водонепроницаемые межотсечные переборочные двери, призваны сохранить ее плавучесть при затоплении одного из отсеков и герметичность каждого отсека даже в случае затопления двух соседних. Благодаря этому члены экипажа незатопленного отсека могут сохранить жизнь в течение нескольких суток.

Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки (РБЖ ПЛ) является основным документом, развивающим положения корабельного устава Военно-Морского флота и регламентирующим порядок действий по обеспечению живучести подводных лодок. Требования Руководства обязательны для каждого члена экипажа субмарины. От верных или неверных действий каждого может спастись или погибнуть весь экипаж.

В Руководстве описывается как общий процесс организации по борьбе за живучесть, так и конкретные действия личного состава во время борьбы за непотопляемость, с различными видами пожаров, при аварийных ситуациях, связанных с вооружением или различными техническими средствами. Также в нем отражен порядок использования индивидуальных средств защиты.

Каждый член экипажа, как штатный, так и прикомандированный, находясь на подводной лодке, имеет индивидуальные средства экстренной защиты и спасательное снаряжение:

  1. Портативное дыхательное устройство (до начала 2000-х годов) – ПДУ / портативный дыхательный аппарат (современный вариант) ПДА – носится членами экипажа постоянно. Предназначены для экстренной защиты органов дыхания от воздействия вредных газов. Время работы подводника в портативном дыхательном устройстве было ограниченно 10 минутами, в портативном дыхательном аппарате – до 15 минут.
  2. Автономный дыхательный аппарат регенеративного типа с замкнутым циклом дыхания (ИДА-59 / ИДА-59М) – является составной частью комплекта спасательного снаряжения подводника. Аппарат изолирует органы дыхания подводника от окружающей среды. Предназначен для обеспечения дыхания подводника при выходе из затонувшей подводной лодки с глубин до 100 метров, а также для временного поддержания жизнедеятельности и ведения борьбы за живучесть в отсеках аварийной подводной лодки.
  3. Спасательный гидрокомбинезон (СГП / СГП-К) – является составной частью комплекта спасательного снаряжения подводника и  предназначен  для  защиты  моряка  от  непосредствен­ного  соприкосновения  с  водой  при  выходе  из  аварийной  подводной лодки,  для  придания  подводнику  плавучести  при  всплытии  и  для  длительного  плавания  на  поверхности  воды.
  4. Ремень с карабинов – составная часть комплекта спасательного снаряжения подводника. Используется при самостоятельном выходе подводника по буйрепу.
  5. Комплект водолазного белья.

При затоплении подводной лодки личный состав носового и кормового отсеков (отсеки живучести) по приказу с центрального поста или самостоятельно (в случае невозможности получения приказа) отдают аварийные буи для обозначения дислокации подводной лодки, потерпевшей аварию. В каждом отсеке живучести также имеются устройства для выхода на поверхность комплекты аварийных наборов питания. Выход из затонувшей подводной лодки осуществляется 2-мя способами: «сухим» и «мокрым».

«Сухой» способ прозван таковым, поскольку при выходе с глубин подводник не имеет контакта с водой. Способ может быть обеспечен при помощи средств поисково-спасательной службы флота – с использованием подводных аппаратов и колоколов, либо с помощью всплывающей спасательной камеры (ВСК), имеющейся на ряде современных субмарин. В случае использования средств спасательной службы флота аппарат самостоятельно, а колокол по тросу аварийного буя спускаются к подводной лодке, пристыковываются к площадке аварийно-спасательного люка. Затем вода откачивается, выравнивается давление. После данных процедур личный состав может быть выведен из аварийной субмарины. Количество выводимых за 1 раз человек зависит от вместительности спасательного аппарата. Данный способ позволяет производить спасение экипажа с глубин, равных максимальным глубинам погружения аппаратов и подводной лодки.

«Мокрый» способ подразумевает самостоятельный выход с глубин не более 100 метров и контакт подводника с водой, и осуществляется, как правило, через торпедный аппарат (путем его затопления, последний выходящий из отсека человек при этом еще и частично затапливает отсек). Различают 2 вида всплытия: свободное всплытие и по буйрепу. Выбор вида всплытия зависит от глубины нахождения аварийной подлодки и от времени нахождения экипажа под повышенным давлением.

Свободное всплытие может быть выбрано только в случае, когда время пребывания под давлением составляет менее 2 минут. Данная ситуация практически невозможна, поэтому такой вид всплытия практически не применим. Чаще всего используется вариант самостоятельного выхода по буйрепу.

Перед выходом подводники отмеряют необходимую длину буйрепа (спасательной буй-вьюшки), которая должна быть равна глубине выхода и дополнительно 10% от глубины на снос течением. Всплытие по буйрепу осуществляется по режимам деком­прессии. Режим выбирается в зависимости от глубин выхода и времени пребывания под наибольшим дав­лением. Режим декомпрессии (глубина первой остановки и время выдержек на каждой остановке (мусинге)) подводник должен запомнить перед выходом. Время выдержек на остановках определя­ется по количеству вдохов из расчета: за минуту подводник в аппарате делает 16 вдохов.

Скорость всплытия по буйрепу до первой остановки должна составлять не более  15−20 метров в минуту. Такая скорость достигается при равномерном перебирании буйрепа руками на расстоянии 20 – 30 см.

Перед выходом на буйреп для предотвращения случайного выбрасывания на поверхность выходящему подводнику необходимо сразу же зацепиться за него карабином изолирующего (спасательного) снаряжения и удерживаться за буйреп руками и ногами.

После выхода всей группы подводников они должны переключиться на дыхание в атмосферу зацепиться карабинами друг за друга и удерживаться кольцом вокруг буя. При появлении признаков декомпрессионных расстройств после выхода на поверхность (боль в суставах, мышцах) открыть кислородный баллон, включиться на дыхание из аппарата и дышать кислородом до израсходования запаса кислорода.

 

Стоит отдельно выделить то, что знания и правильное выполнение своих обязанностей каждого подводника, слаженность действий, особенно в случае аварийных ситуаций и спасения из затонувшей подводной лодки, обеспечивают благоприятный исход внештатных ситуаций для всего экипажа. Руководство по борьбе за живучесть, различное множество инструкций и правил написаны в основном на опыте экипажей подводных лодок, порой печальном. Они, как и различные средства для обеспечения борьбы за живучесть и спасения, постоянно совершенствуются, видоизменяются
и дополняются. Цена их знания – жизнь.

 

Предметы из фондов СПб ГБУК “МИПСР им. Маринеско”:

  1. Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки (РБЖ-ПЛ-73), 1973 год.
  2. Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки (РБЖ ПЛ-82), 1983 год.
  3. То же.
  4. Техническое описание и инструкция по эксплуатации портативного дыхательного устройства ПДУ-2.
  5. То же.
  6. Устройство портативное дыхательное ПДУ-2 (корпус, крышка с инструкцией, стяжная лента, поясной, плечевой ремень с биркой и карманом с очками).
  7. Портативный дыхательный аппарат ПДА (футляр, маска, гофрированная трубка соединительная, регенератор воздуха, мешок дыхательный, ремень поясной, ремень наплечный).
  8. То же
  9. Аппарат дыхательный портативный ПДА. Находился на атомном подводном ракетном крейсере К-141 «Курск». Экспонат выставки “Подъем «Курска». Экспедиция особого назначения”
  10. Аппарат дыхательный изолирующий ИДА-59 (Нагрудник, мешок дыхательный, баллон кислородный, баллон АГК ИДА- 59, коробка химпоглотителя)
  11. То же.
  12. Сумка для хранения ИДА-59
  13. Спасательный гидрокомбинезон подводника (СГП)
  14. Устройство для заправки спасательных баллончиков при выходе на поверхность (манометр, баллончик). Принадлежность к спасательному комбинезону водолаза марки (СГП).
  15. Ремень- брасс от индивидуального спасательного снаряжения подводника.
  16. Наставление по выходу личного состава из затонувшей подводной лодки. 1969 год.
  17. Правила выхода личного состава из аварийной подводной лодки (ПВ-ПЛ-87). 1988 год.
  18. Типовые аварийно-спасательные устройства и средства подводных лодок. 1979 год.

Главное значение данной выставки – дополнение действующей экспозиции музея, где можно увидеть подводный парашют, предназначенный для всплытия подводников с затонувшей субмарины, торпедный аппарат, через который моряки могут выйти на поверхность в случае аварийной ситуации, аварийно-спасательный люк. Экскурсоводы рассказывают о способах связи между отсеками в случае различных внештатных ситуаций и о реальных примерах выхода (спасения) членов экипажа с аварийной подводной лодки.

Это и многое другое из истории подводного флота, оборудовании субмарин и жизни отважных моряков-подводников вы сможете узнать посетив наш музей. Ждем вас!