Нигде нет и не может быть такого равенства перед лицом смерти,
как среди экипажа подводной лодки, где все вместе либо побеждают,
либо все погибают.
Герой Советского Союза
капитан 2 ранга М.И. Гаджиев
Обеспечение безопасности подводных лодок осуществляется по 3 направлениям: повышение живучести подводных лодок и улучшение систем жизнеобеспечения, разработка средств поиска аварийных субмарин, создание новых средств и способов спасения или же улучшение имеющихся.
Комплексная реализация действий по этим направлениям позволяет снизить опасность подводного плавания, а в случае аварий повысить вероятность спасения экипажа. Конструктивные особенности подводной лодки, имеющей водонепроницаемые межотсечные переборочные двери, призваны сохранить ее плавучесть при затоплении одного из отсеков и герметичность каждого отсека даже в случае затопления двух соседних. Благодаря этому члены экипажа незатопленного отсека могут сохранить жизнь в течение нескольких суток.
Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки (РБЖ ПЛ) является основным документом, развивающим положения корабельного устава Военно-Морского флота и регламентирующим порядок действий по обеспечению живучести подводных лодок. Требования Руководства обязательны для каждого члена экипажа субмарины. От верных или неверных действий каждого может спастись или погибнуть весь экипаж.
В Руководстве описывается как общий процесс организации по борьбе за живучесть, так и конкретные действия личного состава во время борьбы за непотопляемость, с различными видами пожаров, при аварийных ситуациях, связанных с вооружением или различными техническими средствами. Также в нем отражен порядок использования индивидуальных средств защиты.
Каждый член экипажа, как штатный, так и прикомандированный, находясь на подводной лодке, имеет индивидуальные средства экстренной защиты и спасательное снаряжение:
- Портативное дыхательное устройство (до начала 2000-х годов) – ПДУ / портативный дыхательный аппарат (современный вариант) ПДА – носится членами экипажа постоянно. Предназначены для экстренной защиты органов дыхания от воздействия вредных газов. Время работы подводника в портативном дыхательном устройстве было ограниченно 10 минутами, в портативном дыхательном аппарате – до 15 минут.
- Автономный дыхательный аппарат регенеративного типа с замкнутым циклом дыхания (ИДА-59 / ИДА-59М) – является составной частью комплекта спасательного снаряжения подводника. Аппарат изолирует органы дыхания подводника от окружающей среды. Предназначен для обеспечения дыхания подводника при выходе из затонувшей подводной лодки с глубин до 100 метров, а также для временного поддержания жизнедеятельности и ведения борьбы за живучесть в отсеках аварийной подводной лодки.
- Спасательный гидрокомбинезон (СГП / СГП-К) – является составной частью комплекта спасательного снаряжения подводника и предназначен для защиты моряка от непосредственного соприкосновения с водой при выходе из аварийной подводной лодки, для придания подводнику плавучести при всплытии и для длительного плавания на поверхности воды.
- Ремень с карабинов – составная часть комплекта спасательного снаряжения подводника. Используется при самостоятельном выходе подводника по буйрепу.
- Комплект водолазного белья.
При затоплении подводной лодки личный состав носового и кормового отсеков (отсеки живучести) по приказу с центрального поста или самостоятельно (в случае невозможности получения приказа) отдают аварийные буи для обозначения дислокации подводной лодки, потерпевшей аварию. В каждом отсеке живучести также имеются устройства для выхода на поверхность комплекты аварийных наборов питания. Выход из затонувшей подводной лодки осуществляется 2-мя способами: «сухим» и «мокрым».
«Сухой» способ прозван таковым, поскольку при выходе с глубин подводник не имеет контакта с водой. Способ может быть обеспечен при помощи средств поисково-спасательной службы флота – с использованием подводных аппаратов и колоколов, либо с помощью всплывающей спасательной камеры (ВСК), имеющейся на ряде современных субмарин. В случае использования средств спасательной службы флота аппарат самостоятельно, а колокол по тросу аварийного буя спускаются к подводной лодке, пристыковываются к площадке аварийно-спасательного люка. Затем вода откачивается, выравнивается давление. После данных процедур личный состав может быть выведен из аварийной субмарины. Количество выводимых за 1 раз человек зависит от вместительности спасательного аппарата. Данный способ позволяет производить спасение экипажа с глубин, равных максимальным глубинам погружения аппаратов и подводной лодки.
«Мокрый» способ подразумевает самостоятельный выход с глубин не более 100 метров и контакт подводника с водой, и осуществляется, как правило, через торпедный аппарат (путем его затопления, последний выходящий из отсека человек при этом еще и частично затапливает отсек). Различают 2 вида всплытия: свободное всплытие и по буйрепу. Выбор вида всплытия зависит от глубины нахождения аварийной подлодки и от времени нахождения экипажа под повышенным давлением.
Свободное всплытие может быть выбрано только в случае, когда время пребывания под давлением составляет менее 2 минут. Данная ситуация практически невозможна, поэтому такой вид всплытия практически не применим. Чаще всего используется вариант самостоятельного выхода по буйрепу.
Перед выходом подводники отмеряют необходимую длину буйрепа (спасательной буй-вьюшки), которая должна быть равна глубине выхода и дополнительно 10% от глубины на снос течением. Всплытие по буйрепу осуществляется по режимам декомпрессии. Режим выбирается в зависимости от глубин выхода и времени пребывания под наибольшим давлением. Режим декомпрессии (глубина первой остановки и время выдержек на каждой остановке (мусинге)) подводник должен запомнить перед выходом. Время выдержек на остановках определяется по количеству вдохов из расчета: за минуту подводник в аппарате делает 16 вдохов.
Скорость всплытия по буйрепу до первой остановки должна составлять не более 15−20 метров в минуту. Такая скорость достигается при равномерном перебирании буйрепа руками на расстоянии 20 – 30 см.
Перед выходом на буйреп для предотвращения случайного выбрасывания на поверхность выходящему подводнику необходимо сразу же зацепиться за него карабином изолирующего (спасательного) снаряжения и удерживаться за буйреп руками и ногами.
После выхода всей группы подводников они должны переключиться на дыхание в атмосферу зацепиться карабинами друг за друга и удерживаться кольцом вокруг буя. При появлении признаков декомпрессионных расстройств после выхода на поверхность (боль в суставах, мышцах) открыть кислородный баллон, включиться на дыхание из аппарата и дышать кислородом до израсходования запаса кислорода.
Стоит отдельно выделить то, что знания и правильное выполнение своих обязанностей каждого подводника, слаженность действий, особенно в случае аварийных ситуаций и спасения из затонувшей подводной лодки, обеспечивают благоприятный исход внештатных ситуаций для всего экипажа. Руководство по борьбе за живучесть, различное множество инструкций и правил написаны в основном на опыте экипажей подводных лодок, порой печальном. Они, как и различные средства для обеспечения борьбы за живучесть и спасения, постоянно совершенствуются, видоизменяются
и дополняются. Цена их знания – жизнь.
Предметы из фондов СПб ГБУК “МИПСР им. Маринеско”:
- Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки (РБЖ-ПЛ-73), 1973 год.
- Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки (РБЖ ПЛ-82), 1983 год.
- То же.
- Техническое описание и инструкция по эксплуатации портативного дыхательного устройства ПДУ-2.
- То же.
- Устройство портативное дыхательное ПДУ-2 (корпус, крышка с инструкцией, стяжная лента, поясной, плечевой ремень с биркой и карманом с очками).
- Портативный дыхательный аппарат ПДА (футляр, маска, гофрированная трубка соединительная, регенератор воздуха, мешок дыхательный, ремень поясной, ремень наплечный).
- То же
- Аппарат дыхательный портативный ПДА. Находился на атомном подводном ракетном крейсере К-141 «Курск». Экспонат выставки “Подъем «Курска». Экспедиция особого назначения”
- Аппарат дыхательный изолирующий ИДА-59 (Нагрудник, мешок дыхательный, баллон кислородный, баллон АГК ИДА- 59, коробка химпоглотителя)
- То же.
- Сумка для хранения ИДА-59
- Спасательный гидрокомбинезон подводника (СГП)
- Устройство для заправки спасательных баллончиков при выходе на поверхность (манометр, баллончик). Принадлежность к спасательному комбинезону водолаза марки (СГП).
- Ремень- брасс от индивидуального спасательного снаряжения подводника.
- Наставление по выходу личного состава из затонувшей подводной лодки. 1969 год.
- Правила выхода личного состава из аварийной подводной лодки (ПВ-ПЛ-87). 1988 год.
- Типовые аварийно-спасательные устройства и средства подводных лодок. 1979 год.
Главное значение данной выставки – дополнение действующей экспозиции музея, где можно увидеть подводный парашют, предназначенный для всплытия подводников с затонувшей субмарины, торпедный аппарат, через который моряки могут выйти на поверхность в случае аварийной ситуации, аварийно-спасательный люк. Экскурсоводы рассказывают о способах связи между отсеками в случае различных внештатных ситуаций и о реальных примерах выхода (спасения) членов экипажа с аварийной подводной лодки.
Это и многое другое из истории подводного флота, оборудовании субмарин и жизни отважных моряков-подводников вы сможете узнать посетив наш музей. Ждем вас!