День прорыва блокады Ленинграда

размещено в: Новости | 0

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов – одно из самых трагических событий в истории нашего государства. В России нет ни одной семьи, кого бы ни затронули боль и ужас тех лет. Для многих из нас одной из самых известных и страшных страниц той войны стала блокада Ленинграда, длившая 872 дня: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. 

Нам известны те ужасы, которые переживали жители и защитники города: суровые зимы, отсутствие воды и тепла в домах, блокадные 125 граммов хлеба, артобстрелы… Попытки деблокировать город предпринимались неоднократно, однако долгое время оставались безуспешными.  

Спустя несколько месяцев после начала Великой Отечественной войны Ленинград, являвшийся одной из основных целей немецкого командования, после множества безуспешных попыток захвата был взят фашистскими войсками в блокадное кольцо. Это произошло 8 сентября 1941 года. В кольце помимо гражданского населения города также оказались войска 42-й, 55-й и 23-й армий, корабли и части Балтийского флота. Единственной связующей ниточкой осаждённого города с «большой землей» стал путь по Ладожскому озеру – Дорога жизни.

Попытки прорвать кольцо блокады начали предприниматься уже с сентября 1941 года. Однако успешной стала лишь пятая попытка. Операция носила кодовое название «Искра» и осуществлялась войсками Ленинградского и Волховского фронтов при содействии артиллерии кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. Наступление продолжалось с 12 по 30 января.

Утром 18 января 1943 года в результате ожесточенных боев части армий Ленинградского и Волховского фронтов, одновременно наступавших с западного и восточного направлений, встретились на окраине Рабочего посёлка № 1. К концу дня были освобождены Шлиссельбург и южное побережье Ладожского озера. В результате был создан коридор шириной от 8 до 11 км.

В тот же день Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги по южному берегу Ладожского озера. А уже 07 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В городе усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов.