Иван Федорович Александровский: судьба изобретателя

размещено в: Новости | 0

Иван Федорович Александровский родился в 1817 году в городе Митава (сейчас – город Елгава в Латвии) в семье таможенного чиновника. Он окончил начальную школу и реальное училище в Митаве, а в 1835 году переехал в Санкт-Петербург и два года в качестве вольноприходящего ученика занимался в Императорской академии художеств. Затем Иван Федорович прекратил обучение в Академии и продолжил занятия живописью самостоятельно.

И.Ф. Александровский участвовал в Кавказской войне в качестве художника при действующей армии. Ряд его картин этого периода выставлялись на академической выставке, после чего он получил звание «неклассного художника», и работал учителем рисования и черчения. В начале 1850-х годов Иван Федорович увлекся фотографией и открыл свое фотоателье на Невском проспекте Санкт-Петербурга. В 1859 году он первым в России был удостоен звания «Фотограф Его Императорского Величества» и получил право фотографировать членов Императорской семьи, а также право размещать на вывеске своего фотоателье государственный герб. В это же время И.Ф. Александровский, первым в России, занялся стереофотографией.

Картина И.Ф. Александровского, написанная им во время Кавказской войны «Русский лагерь под Гунибом» (1859 год)

В 1862 году проект подводной лодки с пневмодвигателем, разработанный Иваном Федоровичем, получил одобрение Морского министра, великого князя Константина Николаевича. Закладка субмарины состоялась в июне 1863 года в Санкт-Петербурге, в обстановке строгой секретности. Подлодка была спущена на воду в 1865 году, ее испытания начались летом 1866 года. В том же году лодку посетил Император Александр II, после чего изобретателя наградили орденом Святого Владимира 4-й степени и зачислили на службу в Морское ведомство на должность «вольного механика».

Построенная по проекту И.Ф. Александровского субмарина представляла собой однокорпусную подводную лодку, оснащенную двумя поршневыми пневматическими двигателями, мощностью по 234 л/с каждый. Длина подлодки составляла 33 метра (надводное водоизмещение – более 350 тонн, подводное – более 360 тонн). Глубина погружения – 24 метра. Максимальная скорость в надводном положении – 3,5 узла (мили в час), в подводном – 6 узлов. Дальность плавания – 9 миль, предельное время нахождения в подводном положении – 16 часов. Вооружена лодка была всплывающей миной.

Подводная лодка, построенная по проекту И.Ф. Александровского

В 1865 году для оснащения построенной им подлодки Иван Федорович разработал проект первого в мире подводного самодвижущегося снаряда (торпеды), работающего на сжатом воздухе. Патент на торпеду И.Ф. Александровский получил в 1865 году, на год раньше английского инженера Роберта Уайтхеда, создавшего одну из самых удачных и распространенных торпед своего времени. Торпеды конструкции Александровского по форме представляли собой сигарообразные продолговатые снаряды, у которых была слегка притуплена передняя головная часть. По своим техническим характеристикам, в первую очередь – по скорости, они значительно уступали торпедам конструкции Уайтхеда, поэтому на вооружение российского флота приняты не были.

В 1871 году во время испытаний подлодка без экипажа, по инициативе представителя Морского технического комитета, была погружена на глубину более 30 метров, в результате чего нарушилась герметичность корпуса и субмарина затонула. Лодку подняли и восстановили в 1873 году, но вскоре признали ее дальнейшие доработки нецелесообразными. В дальнейшем она была превращена в спасательный понтон при Минном отряде.

В 1877 году Иван Федорович разработал автономное водолазное снаряжение. Он попытался воплотить его как диверсионное средство подводной войны под названием «подводный тарантас». Транспортируя за собой тележку, груженную баллонами со сжатым воздухом, водолазы могли находиться под водой несколько часов. Однако дальше создания опытного образца и успешного его испытания проект не пошёл. В 1882 году, по достижении возраста 65 лет, И.Ф. Александровский был уволен из Морского министерства.

Подводная лодка, построенная по проекту И.Ф. Александровского

Иван Фёдорович Александровский – создатель первой в мире торпеды и первой в России подводной лодки с механическим (пневматическим) двигателем – после выхода в отставку жил в бедности. Все сбережения он потратил на попытку воплощения в жизнь своих разработок. Выдающийся русский изобретатель умер в Санкт-Петербурге в 1894 году. Конструкторские идеи и решения Ивана Фёдоровича в дальнейшем были использованы создателями российских подводных лодок.


Источники, использованные при подготовке публикации:

  1. Интернет-портал «ALLMINES – все о морском подводном оружии и минерах»
  2. Интернет-портал «Штурм Глубины»

Изображения

  1. Иван Федорович Александровский

Источник:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/70/Ivan_Aleksandrovsky_2.jpg

  1. Картина И.Ф. Александровского, написанная им во время Кавказской войны «Русский лагерь под Гунибом» (1859 год)

Источник:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1d/Aleksandrovsky-Russian_camp_at_Gunib.jpg

  1. Подводная лодка, построенная по проекту И.Ф. Александровского

Источник:

http://zonwar.ru/images/news/news-26_2.jpg

  1. Подводная лодка, построенная по проекту И.Ф. Александровского

Источник:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/02/Aleksandrovsky_Submarine.jpg