К началу Великой Отечественной войны в составе Военно-Морского Флота СССР было несколько подводных лодок иностранной постройки. Первая публикации, посвященная этой теме, рассказывает о субмаринах, построенных в Британии.
Подводная лодка типа L (серия III)
Субмарины типа L строились в Британии в 1916–1920 годах, представляли собой полуторакорпусные дизель-электрические лодки, длиной 72 метра. Надводный ход обеспечивался двумя дизельными двигателями мощностью 1100 л/с каждый. Вооружение субмарин этой серии состояло из шести носовых 533-мм торпедных аппаратов и двух 110-мм артиллерийских орудий.
Подлодка Л-55 (первоначальное название L-55)
Лодка заложена в 1917 году, вошла в состав британского флота в декабре 1918 года. Субмарина принимала участие в боевых действия Гражданской войны в России. 04 июня 1919 года L-55 в Копорском заливе Балтийского моря вступила в бой с двумя эсминцами РККФ и затонула, подорвавшись на мине британского заграждения. Все члены экипажа (34 человека) погибли вместе с подлодкой.
В августе 1928 года субмарина была поднята советскими специалистами, а в 1932 году, после восстановительного ремонта, она вошла в состав Морских сил Балтийского моря. С декабря 1932 года лодка носит название Л-55. В 1934–1935 годах проведён капитальный ремонт подлодки с заменой двигателей. С января 1940 года лодка выведена из боевого состава флота и переквалифицирована в опытовую, в 1943 году переоборудована в плавучую зарядовую станцию. В декабре 1944 года Л-55 перешла в Ханко, где до конца Великой Отечественной войны обеспечивала базирование подводных лодок Балтийского флота.
Исключена из состава ВМФ в 1950 году, после чего разделена на металл.
Подводная лодка типа S (серия II)
Субмарины типа S строились в Великобритании в 1931–1943 годах, представляли собой полуторакорпусные дизель-электрические лодки, длиной около 60 метров. Надводный ход обеспечивался двумя дизелями мощностью 950 л/с каждый, подводный – двумя электродвигателями по 650 л/с. Вооружение подлодок этой серии состояло из шести носовых 533-мм торпедных аппаратов и одного кормового торпедного аппарата того же калибра, а также 76-мм орудия и 20-мм автоматической зенитной пушки.
Подлодка B-1 (первоначальное название «Sunfish»)
Лодка заложена в 1935 году, вступила в строй в 1937, с 1939 года принимала участие во Второй Мировой войне в составе британского флота. Общее водоизмещение уничтоженных в этот период субмариной судов – более 14 000 брутто-регистровых тонн (брт). Весной 1944 года подводная лодка была временно зачислена в состав ВМФ СССР под обозначением В-1.
30 мая 1944 года состоялась церемония передачи корабля советскому экипажу, который был сформирован из моряков подлодки Л-20; командование В-1 принял прославленный моряк-подводник, Герой Советского Союза, капитан 2-го ранга Израиль Ильич Фисанович. 25 июля 1944 года лодка начала перебазирование на Северный флот, но вскоре прекратила выходить на связь и в базу не прибыла. Предположительно, В-1 по ошибке подверглась атаке британской авиации или подорвалась на мине. Вместе с подлодкой пропал без вести 51 человек, включая командира субмарины и офицера связи британского флота.
Подводные лодки типа U
Субмарины типа U строились в Великобритании c 1935 года, представляли собой однокорпусные дизель-электрические лодки, длиной около 60 метров. Надводный ход обеспечивался двумя дизелями суммарной мощностью 800 л/с, подводный – двумя электродвигателями суммарной мощностью 900 л/c. Вооружение подлодок этого типа состояло из четырех или шести носовых 533-мм торпедных аппаратов, 76-мм артиллерийской установки и пулемета.
Подлодка B-2 (серия II, первоначальное название «Unbroken»)
Лодка заложена в 1940 году, вступила в строй в 1942, в составе британского флота принимала участие во Второй Мировой войне (общее водоизмещение уничтоженных субмариной в этот период судов – более 7 000 брт). Весной 1944 года подводная лодка была временно зачислена в состав ВМФ СССР под обозначением В-2.
30 мая 1944 года состоялась церемония передачи корабля советскому экипажу. В июле – августе того же года лодка под командованием прославленного моряка-подводника, Героя Советского Союза Александра Владимировича Трипольского совершила переход на Северный флот. В августе 1944 года командиром субмарины был назначен Алексей Семенович Щекин, командовавший В-2 до конца войны. 12 октября 1944 года лодка одержала первую победу в составе советского ВМФ, уничтожив торпедами германский противолодочный охотник Uj-1220 (970 брт).
В 1949 году В-2 была возвращена Британии, где в 1950 году разделана на металл.
Подлодка B-3 (серия II, первоначальное название «Unison»)
Лодка заложена в 1940 году, вступила в строй в 1942 году, в составе британского флота принимала участие во Второй Мировой войне (общее водоизмещение уничтоженных субмариной в этот период судов – более 17 000 брт). Весной 1944 года подводная лодка была временно зачислена в состав ВМФ СССР под обозначением В-3.
30 мая 1944 года состоялась церемония передачи корабля советскому экипажу. В июле – августе того же года лодка совершила переход на Северный флот, в составе которого совершила два боевых похода.
В 1949 году В-3 была возвращена Британии, где в 1950 году разделана на металл.
Подлодка B-4 (серия I, первоначальное название «Ursula»)
Лодка заложена в 1937 году, вступила в строй в 1938 году, в составе британского флота принимала участие во Второй Мировой войне (общее водоизмещение уничтоженных субмариной в этот период судов – более 11 000 брт). Весной 1944 года подводная лодка была временно зачислена в состав ВМФ СССР под обозначением В-4.
30 мая 1944 года состоялась церемония передачи корабля советскому экипажу. В июле – августе того же года В-4, командиром которой был назначен прославленный моряк-подводник, Герой Советского Союза Ярослав Константинович Иосселиани, совершила переход на Северный флот. В боевом походе октября 1944 года субмарина под его командованием добилась боевых успехов, уничтожив торпедами большой противолодочный охотник Uj-1219 (более 800 брт) и, возможно, танкер (предположительное водоизмещение – около 3 000 брт).
В 1949 году В-3 была возвращена Британии, где в 1950 году разделана на металл.
Источники, использованные при подготовке публикации:
1.Интернет-портал «Великая Отечественная – под водой»
2. Интернет-портал «Штурм Глубины»
Источник фото: