Подводные силы Балтийского флота в Великой Отечественной войне

размещено в: Новости, Новости музея | 0

Предвоенная концепция боевого применения военно-морских сил СССР — Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) — отводила подводным силам ведущую роль в борьбе против флота вероятного противника, защите своего побережья от ударов врага с моря. На Балтийском море — это оборона Ленинграда с морского направления, противодействие прорыву вражеского флота врага в Финский залив, действия на морских коммуникациях противника. К началу Великой Отечественной войны в состав Балтийского флота входило 65 подводных лодок, в том числе 6 больших, 33 средних подводных лодки и 21 малая подводная лодка. Подводные силы Балтийского флота были сведены в две боевые и одну учебную бригады и один отдельный учебный дивизион.

Развертывание подводных лодок для борьбы с кораблями и судами противника началось в первый же день войны, а к 25 июня на вражеских коммуникациях находилось уже 15 подводных лодок. Первой боевого успеха на Балтике добилась подводная лодка «С-11» (командир — А.М. Середа), которая 19 июля 1941 года торпедировала и потопила в районе Паланги вражеское вспомогательное судно. 10 августа в том же районе подводная лодка «С-4» (командир — Д.С. Абросимов) потопила танкер противника. Крупным успехом балтийского подплава стало потопление подводной лодкой «Щ-307» (командир — Н.И. Петров) немецкой подводной лодки «U-144» в августе 1941 года.

Подводная лодка «Щ-307» и ее командир Н.И. Петров.
Подводная лодка «Щ-307» и ее командир Н.И. Петров.

Катастрофичное начало Великой Отечественной войны коренным образом изменило планы применения сил РККФ, не позволило реализовать те задачи, которые стояли перед флотом согласно предвоенным планам. Быстрое продвижение войск противника вглубь территории страны нарушило систему базирования Балтийского флота, что резко сократило его оперативные возможности и привело к значительным потерям при оставлении Лиепаи (Либавы), Риги и Таллина. Флоту пришлось действовать на нескольких разобщенных направлениях в условиях господства авиации противника и постоянно наращиваемой минной опасности. К началу сентября 1941 года главные силы Балтийского флота оказались оттесненными в Кронштадт и Ленинград. Для улучшения управления подводные силы Балтфлота были сведены в одну бригаду, состоявшую из семи дивизионов.

Для действий на коммуникациях противника были направлены четыре лодки — «Щ-320», «Щ-322», «Щ-323» и «С-8». Первой, 20 сентября 1941 года, вышла подводная лодка «Щ-320» (командир — И.М. Вишневский), которая установила возможность прорыва в открытую Балтику через Финский залив и, действуя в Данцигской бухте, потопила транспорт противника. Из иных лодок в район боевых действий удалось пройти только «Щ-323» (командир — Ф.И. Иванцов). «Щ-322» и «С-8» погибли на минах в Финском заливе. По итогам похода командованием флота «Щ-323» было засчитано потопление трех судов противника. 17 января 1942 года лодка была награждена орденом Боевого Красного знамени, став первой краснознаменной подводной лодкой Балтики в Великую Отечественную войну.

Командир «Щ-323» Ф.И. Иванцов на палубе своего корабля, 1942 год.
Командир «Щ-323» Ф.И. Иванцов на палубе своего корабля, 1942 год.

Всего в июне-декабре 1941 года подводные лодки Балтийского флота выполнили 79 походов на вражеские коммуникации, потопив 6 транспортных судов и одну плавбазу. За первый год войны Балтийский флот потерял 27 подводных лодок, из них шесть были взорваны экипажами при оставлении военно-морских баз, две — потоплены авиацией и артиллерией противника в Кронштадте и Ленинграде.

В течение 1941 года крупные корабли противника не предпринимали попыток прорыва в Финский залив, и главной задачей подплава Балтийского флота в 1942 году стало действие на коммуникациях противника.

Морские коммуникации Балтийского моря имели важное значение для промышленности Германии (поставка железной и никелевой руды, а также другого стратегического сырья), для немецкой армии (перевозка живой силы и техники в Финляндию и на Север). Для перевозки использовался германский, шведский и финский тоннаж, торговые суда оккупированных стран. Основные коммуникации пролегали вдоль берегов Ботнического залива, южного побережья Швеции, в Балтийской проливной зоне и по шхерным фарватерам Финляндии. Судоходство было организовано так, что большая часть пути проходила в шведских территориальных водах. Для блокирования советских подводных лодок в Финском заливе создавались противолодочные рубежи, усиливалась плотность минных заграждений: если к началу 1942 года было выставлено 3 тысячи мин, то к концу года их количество составило 11 тысяч.

Действия подплава Балтийского флота на коммуникациях противника осуществлялось тремя эшелонами: в июне-июле, августе-сентябре и октябре-ноябре. Последний эшелон возвращался в базу до начала ледостава в Финском заливе. Первой подводной лодкой, вышедшей на балтийский простор, стала «Щ-317» (командир — Н.К. Мохов), потопившая 3 транспортных судна и повредившая одно. Существенных успехов добились подводные лодки: «С-7» (командир — С.П. Лисин) — 4 потопленных и одно поврежденное судно, «Щ-406» (командир — Е.Я. Осипов) — 2 потопленных и одно поврежденное судно, «Л-3» (командир — П.Д. Грищенко) — 1 потопленное торпедами и четыре подорвавшихся на минах, выставленных подводной лодкой, судна. Самый длительный поход — 62 суток — совершила подводная лодка «С-12» (командир — В.А. Тураев), повредившая два вражеских судна, на которых перевозились германские солдаты. По результатам боевых действий подводные лодки «С-7» и «Щ-406» стали краснознаменными, а их командиры — С.П. Лисин и Е.Я. Осипов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Подводная лодка «С-7» и ее командир С.П. Лисин, 1942 год.
Подводная лодка «С-7» и ее командир С.П. Лисин, 1942 год.

Всего в 1942 году было выполнено 35 боевых походов, из Финского залива в открытую часть Балтийского моря прорвались 23 подводные лодки, погибло 12. Балтийскими подводниками в 1942 году были поражены 32 цели, в том числе повреждено 9 судов и потоплено 23 судна.

Из-за понесенных потерь немецкое командование отказалось от морской перевозки войск из Дании под Ленинград и было вынуждено ввести систему конвоев. Это существенно сократило объемы поставок железной руды: если в 1941 году в Германию было доставлено 9,3 млн. тонн шведской руды, то в 1942 году — 8,1 млн. тонн. Тяжелый 1942 год стал наиболее результативным для Балтийского подплава за годы войны.

Понеся значительные потери на балтийских морских коммуникациях в 1942 году и стремясь больше затруднить действия советских подводных лодок, противник стал энергично укреплять противолодочные рубежи в Финском заливе, устанавливая дополнительные противолодочные сети, усиливая и увеличивая противолодочные дозоры, доведя общее число мин заграждения в заливе до 33 тысяч.

Ранняя весна 1943 года позволила балтийскому подплаву начать боевые действия уже с середины апреля. Однако массированные минные постановки, выполненные противником в районе Кронштадта и в устье р. Невы, заставили провести интенсивное траление и таким образом задержали развертывание лодок почти на месяц.

Первый прорыв в открытую Балтику осуществили «Щ-303» (командир — И.В. Травкин) и «Щ-408» (командир — П.С. Кузьмин). Однако «Щ-303» не смогла пройти рубеж Нарген — Поркалла-Удд и по приказу командования вернулась в базу, а «Щ-408» погибла. Вторая группа подводных лодок в составе «Щ-406» и «С-12» также не смогла выполнить поставленную задачу: «Щ-406» погибла, а прорыв «С-12» был отменен. Неудачными были и иные попытки прорыва советских подводных лодок: «М-96» и «М-102» из-за полученных повреждений были принуждены вернуться в базу, «С-9» и «С-12» погибли, выполняя задание.

Дальнейшие попытки форсировать Финский залив могли привести к неоправданным потерям. Столкнувшись с мощной противолодочной обороной, советские подводные лодки в 1943 году не смогли прорваться в открытую часть Балтийского моря.

Последний бой ПЛ «Щ-408», 22 мая 1943 года.
Последний бой ПЛ «Щ-408», 22 мая 1943 года.

К началу 1944 года подплав Балтийского флота имел в своем составе 18 боеспособных подводных лодок. Новые возможности для действий подводных сил появились после выхода из войны Финляндии. Условиями перемирия предусматривалось использование финского шхерного фарватера для выхода наших подводных лодок в Балтийское море — в обход минных заграждений. Финские порты Хельсинки и Турку были открыты для базирования сил нашего флота, куда было переведено 10 подводных лодок.

Коновалов В.К., командир ПЛ «Л-3», Герой Советского Союза, 1945 год.
Коновалов В.К., командир ПЛ «Л-3», Герой Советского Союза, 1945 год.

Боевые действия балтийского подплава начались в октябре 1944 года, главным образом на коммуникациях между портами Виндава, Либава, Данциг и Любек. В интересах подводных лодок велась воздушная разведка. Однако прямой связи между самолетами и лодками не было, что удлиняло сроки прохождения радиограмм, вследствие чего их содержание нередко устаревало. Удачно воспользовались данными воздушной разведки и вышли на перехват конвоев противника две лодки: «Щ-309» и «К-51». В основном же подводные лодки вели поиск противника самостоятельно.

Успешно действовали на коммуникациях подводные лодки «Щ-407» (командир — П.И. Бочаров), «Щ-307» (командир — М.С. Калинин), «Щ-310» (командир — С.Н. Богорад), «Щ-318» (командир — Л.А. Лошкарев), «К-51» (командир — В.А. Дроздов) и «К-53» (командир — Д.К. Ярошевич).

Удачными были действия и подводных минных заградителей. Подводная лодка «Л-3» (командир — В.К. Коновалов) поставила западнее о. Борнхольм два десятка мин, на которых подорвался миноносец и транспорт противника. «Лембит» (командир — А.М. Матиясевич) выставила минные банки у Кольберга и мыса Брюстерорт, на которых подорвались и погибли буксир и два транспортных судна. На минном заграждении, выставленном «Л-21» (командир — С.С. Могилевский), немцы потеряли два транспорта.

В 1943-1944 годах две подводные лодки Балтфлота — «М-77» и «М-79» — участвовали в боевых действиях на Ладожском озере. Перевезенные железнодорожным транспортом, подводные лодки выполнили 12 боевых походов, осуществляя разведку акваторий и прибрежных территорий, высаживая разведывательно-диверсионные группы в глубоком тылу у немецких и финских войск и эвакуируя их после выполнения боевой задачи. Кроме этого, экипажам ставилась задача по захвату «языков» — пленных с вражеских шлюпок и катеров связи.

Схема размещения подводной лодки типа «М» на железнодорожном транспортере.
Схема размещения подводной лодки типа «М» на железнодорожном транспортере.
Маринеско А.И., командир ПЛ «С-13», Герой Советского Союза.
Маринеско А.И., командир ПЛ «С-13», Герой Советского Союза.

В победном 1945 году стремительное наступление Советской Армии вдоль побережья Балтийского моря привело к окружению в районах Кенигсберга, р. Вислы и полуострова Хела крупных группировок немецко-фашистских войск. Подводным силам Балтфлота была поставлена задача: воспрепятствовать эвакуации врага. Для этого подводным лодкам назначались позиции у морских баз Виндава и Либава, на линиях к Данцигской и Померанской бухтам, а в апреле и мае – у курляндского побережья. За четыре месяца боевых действий балтийские подводники, господствуя на морских сообщениях противника, совершили 27 боевых походов, выполнили 52 торпедные атаки, израсходовали 152 торпеды. Исключительного результата добилась «С-13» (командир — А.И. Маринеско), потопившая крупные суда — лайнер «Вильгельм Густлов» и «Штойбен». Успешно действовали «Л-3» (командир — В.К. Коновалов), «Щ-310» (командир — С.Н. Богорад), «К-52» (командир — И.В. Травкин), «Л-21» (командир — С.С. Могилевский), «Щ-318» (командир — Л.А. Лошкарев), «Щ-309» (командир — П.П. Ветчинкин) и другие подводные лодки.

Атака подводной лодкой «С-13» транспортного судна (лайнера) «Вильгельм Густлов», 30.01.1945 г.
Атака подводной лодкой «С-13» транспортного судна (лайнера) «Вильгельм Густлов», 30.01.1945 г.

 

________________________________________

Всего за годы Великой Отечественной войны подводники Балтики потопили 70 судов и кораблей противника [прим. — по данным М.Э. Морозова], в море навеки остались 38 подводных лодок. Родина высоко отметила подвиги балтийцев-подводников: три подводные лодки стали гвардейскими, восемь — краснознаменными, восьми командирам подводных лодок было присвоено звание Героя.

________________________________________