Последний поход

размещено в: Статьи | 0

7 апреля в нашей стране отмечался День памяти погибших моряков-подводников. 

Эта скорбная дата сама вошла в нашу жизнь без каких-либо указов и постановлений после того, как 7 апреля 1989 года в Норвежском море, возвращаясь с боевой службы, погибла наша атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». 

Она затонула в Норвежском море в районе острова Медвежий в результате пожара, с которым экипаж боролся несколько часов. Из 69 членов экипажа погибли 42, включая командира подлодки капитана 1 ранга Евгения Алексеевича Ванина. Все моряки были награждены орденами Боевого Красного Знамени, в том числе и посмертно.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА К-278 «КОМСОМОЛЕЦ»

К-278 – советская атомная подводная лодка (АПЛ) 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 (шифр «Плавник»), заводской номер 510. Была заложена 22 апреля 1978 года на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске. Главный конструктор Н.А. Климов  (с 1977 года – Ю. Н. Кормилицын).

31 января 1989 года лодка получила наименование «Комсомолец».

Тактико-техническое задание на проектирование опытной лодки с повышенной глубиной погружения было выдано ЦКБ-18 в 1966 году. Процесс проектирования закончился только в 1974 году.

30 мая 1983 года торжественно лодка выведена из цеха, а 3 июня того же года спущена на воду. С июля по август 1983 года на подлодке проводились швартовые испытания.

В августе 1983 года был торжественно поднят Военно-морской флаг.

28 декабря 1983 года был подписан  приемный акт, и  К-278 вступила в строй.

Лодка служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. Наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении ракетных подводных крейсеров стратегического назначения от подводных лодок вероятного противника.

18 января 1984 года К-278 была включена в состав 6-ой дивизии 1-ой флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота.

14 декабря 1984 года  субмарина прибыла к месту постоянного базирования – Западная Лица.

Глубоководная атомная лодка создавалась как полноценный боевой корабль, способный выполнять самые разные боевые задачи, в число которых входил поиск, обнаружение, длительное слежение и уничтожение атомных подводных лодок, борьба с авианосными соединениями, крупными надводными кораблями и флотилиями противника.

Основные тактико-технические данные:

  • водоизмещение надводное – 5880 т;
  • водоизмещение подводное – 8500 т;
  • длина – 110 м;
  • ширина – 12 м;
  • осадка – 9,5 м;
  • энергетическая установка – реактор водо-водяного типа;
  • скорость подводная – 31 узел;
  • глубина погружения – более 1000 м;
  • вооружение – 6 носовых ТА (торпедных аппаратов) калибра 533мм;
  • экипаж – 60 человек, из них 31 офицер

Конструктивно лодка была двухкорпусной, одновальной. Из-за повышенной глубины погружения материалом прочного корпуса был выбран титановый сплав.  Легкий корпус также был выполнен из титановых сплавов и состоял из 10 бескингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых надстроек и ограждения выдвижных устройств.

Лодка имела систему воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения. Снаружи легкий корпус был облицован резиновым покрытием, повышающим скрытность корабля.

Прочный корпус был разделен на семь отсеков:

  • 1-й – торпедный;
  • 2-й – жилой;
  • 3-й – центральный пост;
  • 4-й – реакторный;
  • 5-й – отсек вспомогательных механизмов;
  • 6-й – турбинный;
  • 7-й – кормовой.

Балластные цистерны находились внутри прочного корпуса. Для экстренного (в течение 20 – 30 секунд) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов. Носовые горизонтальные рули – выдвижные. Было решено отказаться от торпедопогрузочного люка и прочной рубки. Вход в лодку осуществлялся через ВСК (всплывающую спасательную камеру).

Главная энергетическая установка состояла из водо-водяного реактора ОК-650Б-3 с тепловой мощностью 190 МВт с четырьмя парогенераторами, главным турбозубчатым агрегатом мощностью 43000 л. с. и двух автономных турбогенераторов мощностью по 2 МВт каждый. Кроме того имелась и резервная энергетическая установка, состоящая из аварийного дизель-генератора ДГ-500 мощностью 500 кВт и группы аккумуляторных батарей, расположенной в первом отсеке. На концах горизонтального оперения, в двух водонепроницаемых капсулах находились электродвигатели мощностью по 300 кВт каждый, приводящие в движение винты. При помощи этих резервных двигателей лодка могла развивать скорость до 5 узлов.

Лодка имела шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов (ТА) с устройством быстрого заряжания. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения. Боекомплект состоял из 22 единиц (торпеды и ракето-торпеды). Типовой вариант загрузки торпедных аппаратов был следующий:

  • 2 торпеды САЭТ-60М
  • 2 ракето-торпеды C-10 «Гранат»
  • 2 реактивных торпеды ВА-111 «Шквал»

На стеллажах находились шесть ракето-торпед и десять торпед.

29 июня 1985 года корабль вышел в первую линию – вошел в число постоянно боеготовых кораблей.  Всего атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» выполнила 3 боевые службы.

На АПЛ было 2 экипажа: первый (основной) под командованием капитана 1 ранга Ю.А. Зеленского, и второй, под командованием капитана 1 ранга Е.А. Ванина.

4 августа 1985 года лодка под командованием капитана 1 ранга Юрия Александровича Зеленского  установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения – 1027 метров. При этом при всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения. В 1986 году К-278 успешно выполнила проверку пороховой системы аварийного всплытия с глубины 800 метров. За пять лет службы «Комсомолец» с основным экипажем неоднократно погружался на глубину 1000 метров. Сомнений в надежности корабля ни у кого не возникало.

С 30 ноября 1986 года по 28 февраля 1987 года выполнила задачи своей первой автономной боевой службы. В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация, К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. В августе – октябре того же года корабль выполнил задачи второй боевой службы. Под командованием капитана 1 ранга Ю.А. Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль».

ХРОНОЛОГИЯ КАТАСТРОФЫ И СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

28 февраля 1989 года К-278 «Комсомолец» вышел на третью боевую службу. На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием капитана 1-го ранга Е.А. Ванина. Основной экипаж К-278 капитана 1 ранга Ю.А. Зеленского остался на берегу.

7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов.

  • 11:02 – в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого осталась неустановленной. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования (масляных сепараторов). Сразу же появились первые жертвы: погиб вахтенный матрос 7-го отсека Нодари Бухникашвили.
  • 11:12 – на К-278 была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ (лодочной объемной химической системы пожаротушения) не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы; из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки, и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошел разрыв трубопровода воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного балласта № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объемный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке; избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Несший вахту в 6-м отсеке мичман Владимир Колотилин также погиб.
  • 11:16 – К-278 всплыла на поверхность. Первоначально лодка имела нулевой крен и нулевой дифферент, но уже через 1 – 2 минуты после всплытия из-за того, что горячие газы из 7-го отсека продолжали продувать цистерну главного балласта правого борта через разорванный трубопровод, возник крен на левый борт 4 – 6°. Горели уже два отсека – 6-й и 7-й, произошло задымление 2-го, 3-го и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3-м отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов.
  • 11:23 – крен на левый борт достиг 8°.
  • 11:37 – был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадежности передачи аварийного сигнала. На берегу он был принят и расшифрован лишь после восьмого раза – в 12:19. Горячий воздух из 7-го отсека продолжает поступать в цистерну главного балласта № 10 правого борта. К этому моменту личный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения – личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организуется работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков.
  • 11:54 – экипаж летчика майора Геннадия Петроградского подняли по тревоге, которая была объявлена всем спасательным силам авиации и флота. На командном пункте (КП) поставили задачу: выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно докладывать обстановку и просьбы командира подводной лодки в штаб флота. В распоряжении спасателей-авиаторов были вертолеты, способные садиться на воду, гидросамолеты. Но решено было послать многомоторный самолет, способный доставить груз на большое расстояние от берега. Причины было 3: вертолету не хватит запаса топлива (ЧП произошло за 980 километров от советской границы), у гидросамолета скорость почти в 2 раза меньше, чем у Ил-38 и, по докладу командира, ситуация на борту лодки особой тревоги не вызывала.
  • 12:43 – вылет ИЛ-38 от взлетной полосы. На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут. Но экипаж сумел уложиться в 49 минут.
  • 13:20 – командование Северного флота передает координаты К-278 на плавбазу «Алексей Хлобыстов», которая выходит к месту аварии.
  • 14:20 – командир воздушного корабля установил связь с командиром подводной лодки. С лодки доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не дает огню разрастись. Просьб никаких нет. В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу, навести на лодку корабль, и он уже начал работать.
  • 14:40 – ИЛ-38 установил визуальный контакт с К-278. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки тянулся хвост светлого дыма, отклоняемый ветром. Командир самолета передал на берег метеосводку: видимость – 5-6 километров, нижняя кромка облаков – 400 метров, волна – 3 балла, зыбь. Временами проходили заряды снега, тогда видимость снижалась до полутора километров. На лодке в это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков; тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления.
  • 14:50 – к этому времени в воздухе находились уже 3 самолета. Другие экипажи возглавили майоры Владимир Вотинцев и Анатолий Малышев. Они расположились в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслируя переговоры командира подлодки и штаба флота.
  • 15:20 – на лодке продолжалась борьба с огнем. Командир постоянно держит связь через самолеты с берегом. Поступила лишь одна просьба – буксиру подойти к ним. Это могло означать лишь одно: подводный корабль потерял ход.
  • 16:00 – командир подлодки неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество.
  • 16:35 – летчики заметили, что лодка начала оседать на корму. С этого момента события стали развиваться стремительно.
  • 16:38 – наблюдается дифферент на корму и крен на правый борт.
  • 16:40 – по кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации экипажа с лодки, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился.
  • 16:44 – дифферент еще больше, вода подступила к основанию боевой рубки.
  • 16:47 – боевая рубка наполовину скрылась в воде.
  • 16:50 – командир подлодки передает радиограмму: «Готовлю к эвакуации 69 человек».
  • 17:00 – рядом с лодкой показались два развернутых аварийно-спасательных плота, на двадцать человек каждый. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер.
  • 17:08 – К-278 с дифферентом на корму до 80 градусов стремительно затонула в точке с координатами 73°43′17″ с.ш. 13°15′51″ в.д. и опустилась на глубину 1658 метров. В воде оказалось около шестидесяти человек. Пятеро моряков, включая командира К-278 Е. А. Ванина, успели зайти в ВСК, но после всплытия камеры от разницы давлений сорвало люк и выбросило в море мичмана Сергея Черникова, после чего через открытый люк смог самостоятельно выбраться лишь мичман Виктор Слюсаренко. Камера из-за притока через люк забортной воды затонула. Внутри прочного корпуса подводной лодки остался капитан 3-го ранга А.М. Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора.
  • 18:20 – к месту аварии прибыл «Алексей Хлобыстов» и приступил к спасению людей. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых и 16 погибших моряков.

В третьем походе на борту К-278 находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 – выжили. 

16 тел погибших были подняты на борт подошедших кораблей, на борту умерли еще трое из тридцати спасенных. Тела умерших были преданы земле. Остальные 20 погибших остались в море: капитан 3-го ранга А. М. Испенков, а также вахтенные 6-го и 7-го отсеков: мичман Владимир Колотилин и старший матрос Н.О. Бухникашвили – на борту корабля. Тела трех членов экипажа, включая командира корабля Е.А. Ванина, остались на дне в ВСК, но большинство – утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей.

12 мая 1989 года Президиум Верховного совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» орденом Красного знамени.

РАССЛЕДОВАНИЕ И ПАМЯТЬ

Работа правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы на «Комсомольце» под председательством секретаря ЦК КПСС Олега Бакланова в течение года выявила клубок нерешенных проблем в теоретическом, технологическом, конструктивном и информационном обеспечении живучести корабля, прежде всего, его взрывопожаробезопасности, остойчивости и непотопляемости.

Комиссией было установлено, что пожар, возникший в концевом седьмом отсеке лодки из-за возгорания электрооборудования привода рулевой системы, привел к воспламенению горючих отделочных материалов. В течение 2 – 3 минут температура в отсеке достигла почти 1000 градусов, что в силу конструктивных недостатков привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Поступление в отсек воздуха под большим давлением увеличило интенсивность пожара, ликвидировать который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции корабля и средств борьбы с пожаром не позволила экипажу эффективно противостоять нарастающей аварии. За первые 30 минут развития аварийной ситуации вышли из строя управление рулями и связь между отсеками, стало невозможным дистанционное управление общекорабельными системами кормовых отсеков, прекратила работу главная энергетическая установка, развился пожар в шестом и возникли местные возгорания в пятом, четвертом и третьем отсеках, почти во всех отсеках содержание окиси углерода намного превысило предельно допустимую норму.  Кроме того, сильный жар вызвал потерю герметичности ряда систем и устройства седьмого и шестого отсеков и прилегающих к ним цистерн главного балласта, что привело к поступлению забортной воды в кормовые балластные цистерны и внутрь прочного корпуса подводной лодки.    Из-за этого она в 17 часов 08 минут затонула в 106 милях к юго-западу от острова Медвежий, исчерпав запас плавучести.

В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру. Ее удалось найти на глубине 1650 метров, зацепить специальным захватом и поднять на 200 метров, но затем трос лопнул, и камера снова упала на дно. Сейчас она лежит на глубине 1750 метров. По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, однако экспедиция 1998 года ограничилась обследованием лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности.

В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989 – 1998 годах было проведено 7 экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, где находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности.

Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов. Также было установлено, что лодка лежит на дне моря, на ровном киле на глубине 1685 метров, осев в грунт на 2 метра. Рядом лежат корабельные часы, их стрелки остановились на 17:27…

Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как День памяти погибших подводников.

В Санкт-Петербурге существует благотворительная общественная Организация ветеранов ВМФ «Общество памяти атомной подводной лодки «Комсомолец».

 

Иллюстрации и их источники:

  1. Продольный разрез АПЛ проекта 685.
    Источник: http://bastion-opk.ru/VVT/685_2014_05.jpg
  2. Конструкция АПЛ проекта 685.
    Источник: https://2017.f.a0z.ru/04/13-4848637-podvodnaya-lodka-proekta-685.jpg
  3. Торжественное построение по случаю подъёма военно-морского флага на АПЛ К-278 (август 1983 года).
    Источник: http://www.ruspodplav.ru/sub/6/685/photos/6_685_278gr_f03ni.jpg
  4. АПЛ К-278 (январь 1986).
    Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/58/Mike_class_submarine.jpg
  5. АПЛ К-278 (январь 1986).
    Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5b/DN-SN-87-07042-Mike_class_submarine-1_Jan_1986.JPEG
  6. АПЛ К-278 на государственных испытаниях в Белом море (сентябрь 1987 года; автор фото В. Юдин).
    Источник: http://www.ruspodplav.ru/sub/6/685/photos/6_685_278_f01ni.jpg
  7. АПЛ К-278 походит к пирсу в губе Лопаткина (сентябрь 1987 года; автор фото В. Юдин).
    Источник: http://www.ruspodplav.ru/sub/6/685/photos/6_685_278_f02ni.jpg
  8. Командир К-278, капитан 1-го ранга Евгений Алексеевич Ванин.
    Источник: https://mtdata.ru/u23/photo2A36/20310636963-0/original.jpg
  9. Шлюпка со спасенными членами экипажа АПЛ «Комсомолец» у борта плавбазы «Алексей Хлобыстов» (07 апреля 1989 года).
    Источник: http://www.ruspodplav.ru/sub/6/685/photos/6_685_gr604_f03ni.jp
  10. Оставшийся в живых личный состав экипажа АПЛ «Комсомолец» и медперсонал госпиталя.
    Источник: http://www.ruspodplav.ru/sub/6/685/photos/6_685_gr604_f02ni.jpg
  11. Памятный плакат, посвящённый погибшим морякам АПЛ «Комсомолец».
    Источник: https://forum.ww2.ru/uploads/monthly_04_2014/post-82728-0-12467800-1397062068.jpg
  12. Мемориальная табличка на причале в губе Большая Лопаткина.
    Источник: https://severpost.ru/docs/upload/1428402537.jpg