Подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота в боевых действиях на Ладоге.
Военной истории известны боевые походы советских подводных лодок на Балтийском и Черном морях, в водах Северного Ледовитого океана, выполненные в годы Великой Отечественной войны. Однако малоизвестными остаются боевые действия двух подводных лодок Балтийского флота на Ладожском озере в 1943-1944 годах.
Ладожское озеро играло особо важную роль в обороне Ленинграда. Водными маршрутами и по льду в осажденный город нескончаемым потоком шли различные грузы и в первую очередь боеприпасы, продовольствие, медикаменты (фото 1). На обратном пути из блокадного города были вывезены миллионы жителей города, раненные при его обороне воины. Для обеспечения транспортных перевозок и защиты этой стратегически важной коммуникации в 1941 году была создана Ладожская военная флотилия, вошедшая в состав Балтийского флота.
Немецко-фашистские войска постоянно пытались пресечь поставки по водной «Дороге жизни», действуя авиацией и береговой артиллерией, а с лета 1942 года организовав на Ладоге свои военно-морские силы из финских, итальянских и германских боевых кораблей и катеров (фото 2, фото 3).
Летом 1943 года для усиления советских военно-морских сил приказом Наркомата ВМФ СССР (фото 4) на Ладогу были переведены две подводные лодки – «М-77» (фото 5) и «М-79» (фото 6). Кораблями командовали капитан-лейтенант И.М. Татаринов (фото 7) и капитан-лейтенант А.А. Клюшкин (фото 8).
Переброска подводных лодок на Ладогу осуществлялась железно-дорожных транспортом. Каждую подводную лодку разместили на двух железнодорожных транспортерах на станции Дача Долгорукова (фото 9). Перевозка осуществлялась в строжайшей тайне, лодки были при-крыты маскировочной сетью, коробками и ящиками. На пути следования были временно демонтированы мешающие придорожные конструкции – иначе негабаритный груз не прошел бы. К июлю 1943 года обе подводные лодки благополучно прибыли на Ладогу.
Пройдя необходимую подготовку и изучив особенности озерного театра, подводные лодки «М-77» и «М-79» с августа 1943 года приступили к боевым действиям.
Подводные лодки действовали вдоль восточного побережья Ладожского озера на участке Андрусова губа – Видлица – остров Мантсинсаари, на подходах к району южнее островов Валаам, Вассинансаари, к базам противника Сортанлахти и Кексгольм, а также вдоль западного побережья – от острова Коневец до острова Рахмасаари.
В августе-сентябре 1943 года «М-77» три раза выходила к север-ному побережью озера для поиска кораблей противника, однако целей
не обнаружила. В сентябре 1943 года в первый боевой поход на Ладоге вышла «М-79». В октябре-ноябре «М-77» использовали для высадки диверсионных групп на побережье противника, а также навигационного обеспечения десанта в бухте Мусталахти 12 октября 1943 года (фото 10). В ноябре «М-77» проводила разведывательную операцию в северо-западной части озера в районе островов Рахмасаари и Меккерикэ, на подходах к базе противника Лахденпохья. Действуя до ледостава «М-79» еще четыре раза выходила в походы в основном с разведывательными целями и высадки разведгрупп на территории противника (фото 11).
В боевых походах подводные лодки уточняли данные, полученные от авиаразведки и катеров, добывали информацию, недоступную для других средств разведки. «…Особое значение подводные лодки имели для выявления оперативного режима противника, изучения системы навигационного ограждения и длительного наблюдения за интересующими командование флотилии участками побережья с целью определения инженерного оборудования, охраны и характера деятельности противника в этих районах…» отмечается в отчете по боевой деятельности Ладожской военной флотилии за 1943 год (фото 12).
В 1944 году «М-77» и «М-79» приняли участие в Свирско-Петрозаводской операции, обеспечивая прикрытие с моря высадку 70-й отдельной морской стрелковой бригады, а затем вели морскую разведку. В августе 1944 года обе лодки убыли в Ленинград, где снова вошли в состав Балтийского флота.
Всего с сентября 1943 года по август 1944 года подводные лодки «М-77» и «М-79» действуя на Ладожском озере, выполнили 17 боевых походов, из которых 12 походов выполнила «М-77» и 5 боевых походов – «М-79».
Источники:
– Великая Отечественная под водой. О подлодках и подводниках, 1941-1945. Военно-морской исторический веб-проект. URL: http://www.sovboat.ru/ start/start.php3
– Подводные лодки на Ладожском озере в 1943 году. URL: http://valamo.ru/podvodnye-lodki-v-ladozhskom-ozere-1943-g/
– Стражи Ладоги. URL: https://ria.ru/20190126/1549922238.html
Список иллюстраций:
Фото 1. Отгрузка продовольствия в блокадный Ленинград.
Фото 2. Итальянский торпедный катер на Ладоге, 1942 год.
Фото 3. Немецкая быстроходная десантная баржа на Ладоге, 1942 год.
Фото 4. Приказ Наркома ВМФ СССР о переводе подводных лодок на Ладогу.
Фото 5. Подводная лодка “М-77”.
Фото 6. Подводная лодка “М-79”.
Фото 7. Капитан-лейтенант И.М. Татаринов.
Фото 8. Капитан-лейтенант А.А. Клюшкин.
Фото 9. Размещение подводной лодки на ЖД-транспортере.
Фото 10. Схема навигационно-гидрографического обеспечения похода ПЛ.
Фото 11. Высадка разведывательно-диверсионной группы с подводной лодки.
Фото 12. Отчет о боевой деятельности Ладожской военной флотилии.