Шаги к Победе. День за днём… 30 апреля

размещено в: Статьи | 0


Походы черноморских подводных лодок в осажденный Севастополь

Героической страницей в истории Великой Отечественной войны является оборона Севастополя. Еще в конце октября 1941 года немецко-фашистские войска, ворвавшись в Крым, предприняли первый штурм Севастополя. В ходе упорных боев, длившихся до конца ноября, советские войска отразили все атаки противника, но город был полностью блокирован с суши. Началась 250-дневная осада Севастополя (фото 1).

Советское командование предприняло попытку деблокирования Севастополя с суши. В конце декабря 1941 года был высажены морские десанты в Керчи и Феодосии, успехи которых позволили открыть Крымский фронт. Главные силы противника были отвлечены от Севастополя, планировалось, после подготовки, развивать наступление для деблокады осажденного города. Однако, несмотря на первоначальный успех, советские фронтальные атаки успеха не имели и в апреле-мае 1942 года войска Крымского фронта были разгромлены.

Важную роль в обороне осажденного города сыграли пополнение живой силой, поставки боеприпасов, продовольствия, медикаментов и других грузов, осуществляемые транспортными судами. Однако с середины апреля 1942 года положение осажденного города серьезно осложнилось, снабжение защитников транспортными судами стало невозможным и решение данных задач было возложено на боевые корабли и подводные лодки Черноморского флота (фото 2).

Первыми, 8 и 9 мая 1942 года, в осажденный Севастополь пришли подводные лодки «Л-4» (командир Е.П. Поляков) и «Д-4» (командир И.С. Израилевич). Затем прибыли «Л-5» (командир А.С. Жданов) и «Л-23» (командир И.В. Фартушный). Загружаясь в портах Кавказа, каждая из этих больших подводных лодок принимала на борт от 65 до 90 тонн различных грузов, размещая их за счет сокращения собственного боезапаса, оставляя продукты питания и пресную воду из расчета на 6 суток похода. Подводные лодки входили в Севастополь с наступлением вечерних сумерек и покидали его с рассветом, разгружаясь ночью.

Всего за май 1942 года подводная лодка «Л-4» совершила 7 походов в осажденный Севастополь, доставив его героическим защитникам 160 тонн боеприпасов, 290 тонн продовольствия, 27 тонн бензина и эвакуировав 243 человека.

В ходе первого рейса 8 мая «Л-4» была атакована бомбардировщиком противника, получив повреждения од двух близко упавших бомб. В шестом походе после выхода из Севастополя «Л-4» была обнаружена сторожевыми кораблями противника, сбросившими на субмарину 48 глубинных бомб (фото 3).

В мае-июне 1942 года «Д-4» совершила пять рейсов по снабжению Севастополя, доставив в город 318,6 тонн груза, из них 123 тонны боеприпасов, 38 тонн бензина, 157,6 тонн продовольствия, эвакуировав 78 человек.

В третьем походе подводная лодка «Д-4» подверглась особо ожесточенному преследованию противника. Начиная с 27 мая лодка ежедневно подвергалась атакам кораблей и авиации противника, пока 31 мая не пребыла к мысу Херсонес.

Шестой боевой поход «Д-4» совершила неудачно. Подойдя к 1 июля к мысу Херсонес, в течении двух дней лодка подвергалась атакам авиации и катеров противника. К этому времени организованное сопротивление защитников Севастополя было сломлено и крепость пала (фото 4).

В мае – июне «Л-5» совершила 6 транспортных походов в осажденную крепость, доставив туда 298 тонн боеприпасов, 75 тонн продовольствия. На Кавказ было эвакуировано 37 человек.

В основном, переходы проходили спокойно. Только однажды вечером 23 мая, когда субмарина второй раз направлялась к берегам Крыма, имея на борту 40 тонн боеприпасов и 22 тонны продовольствия, ее атаковали 3 самолета противника, сбросив на небольшом удалении от субмарины несколько бомб.

Наиболее опасным оказался последний рейс в Севастополь, когда «Л-5» была на волосок от гибели. Уже на обратном пути днем 15 июня «Л-5» обнаружил перископ и рубку субмарины. Полагая, что это одна из своих подлодок, «Л-5» не меняя курса, продолжила свой путь, как вскоре на ней ощутили два удара о корпус. Обе торпеды были выпущенные итальянской сверхмалой подводной лодкой «CB-3» и попали в цель, но, к счастью, не взорвались (фото 5).

Подводная лодка «Л-23» в мае-июле 1942 года выполнила 7 походов, доставив в Севастополь 363,3 тонн боеприпасов, 263,5 тонны продовольствия, 73,6 тонн бензина и 9 человек. На обратном пути лодка вывезла на «большую землю» 229 человек.

В последнем походе, 1-2 июля, когда оборона крепости окончательно рухнула, вблизи лодки, которая находилась в подводном положении, зафиксировано более восьми сотен взрывов снарядов и бомб, которые враг обрушил на защитников Севастополя (фото 6).

В транспортных походах в Севастополь принимали участие средние и малые подводные лодки, принимая на борт меньшее количество грузов. Так, «Щ-203» выполнила три похода в Севастополь, доставив 52 тонны боеприпасов, 8 тонн продовольствия и 30 тонн бензина, и эвакуировав 85 защитников города. Подводная лодка «Щ-209» выполнила два похода в Севастополь, доставив в город 59 тонн боеприпасов, подводная лодка «М-31» выполнила три транспортных похода, доставив в город 16 тонн боеприпасов, 5,7 тонн продовольствия и 5.5 тонн бензина.

Особо опасным грузом был бензин, пары которого создавали угрозу отравления экипажа и взрыва. Так, на «М-32» доставившей боеприпасы и бензин, и выходившей из Севастополя, в подводном положении произошел взрыв паров бензина, лодка легла на грунт (фото 7).

Из-за светлого времени суток лодка не могла всплыть и провентилировать отсеки, и была вынуждена находиться в подводном положении 16 часов. К ночи из всего экипажа в сознании остался старшина трюмных Н.К. Пустовойтенко, который обеспечил всплытие субмарины и тем спас экипаж от гибели (фото 8).

Всего до начала июля 1942 года в походах в Севастополь приняли участие 22 подводных лодки Черноморского флота, которые совершили 69 транспортных рейсов, доставив в Севастополь 46 человек, 3 695 тонн продовольствия, боеприпасов и иных грузов, в том числе 478 тонн бензина. Обратно было вывезено 2,8 тонн различных грузов, 1 392 человека, а также ценностей государственного банка на сумму 14,5 миллионов рублей.

В 12 случаях подводные лодки до Севастополя не дошли и груз не доставили. «С-32» погибла на переходе, «М-111» дважды выходили из строя механизмы и она возвращалась, «М-33» была принуждена вернуться из-за критичного распространения паров бензина, «Д-4», «Щ-203», «Щ-212», «Щ-213», «Щ-215» и «М-111» не смогли прорваться к Севастополю из-за сильной противолодочной обороны противника, «М-132» и «А-2» подошли к городу, когда он уже пал.

Последними подводными лодками, покинувшими павший город 2 июля 1942 года, стали «Л-23» и «Щ-209», вывезшие командный состав Севастопольского оборонительного района.

 

Источники:

  1. Великая Отечественная под водой. О подлодках и подводниках, 1941-1945. Военно-морской исторический веб-проект. URL: http://www.sovboat.ru/ start/start.php3
  2. Платонов А.В., Лурье В.М. Командиры советских подводных лодок. 1941-1945. – СПб.: Альманах «Цитадель», 1999. – 124 с.

 

Список фотографий.

Фото 1. Осажденный Севастополь.
Фото 2. Погрузка боеприпасов и личного состава на лидер “Ташкент”, 1942 год.
Фото 3. Подводная лодка “Л-4” перед выходом в Севастополь, 1942 год.
Фото 4. Подводная лодка “Д-4” перед выходом в Севастополь, 1942 год.
Фото 5. Подводная лодка “Л-5”.
Фото 6. Подводная лодка “Л-23”.
Фото 7. Подводная лодка “М-32”.
Фото 8. Подвиг Н.К. Пустовойтенко. Боевой листок военного времени.