День работников морского и речного флота — профессиональный праздник, отмечается в этом году 5 июля.
Основы управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства страны были заложены 18 июля 1924 года, когда постановлением Совета Труда и Обороны было образовано Акционерное общество «Совторгфлот». В его ведение перешли не только транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и акционерным обществам, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий. К 1 января 1925 года под флагом «Совторгфлота» ходили 128 пароходов. Централизация позволила в 1,5 раза увеличить грузоперевозки. Постепенно флот стал пополняться новыми кораблями и к 1 апреля 1941 года насчитывал 870 судов.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов транспортные суда совершали тысячи рейсов по внутренним и внешним коммуникациям, подвергаясь атакам кораблей, авиации и подводных лодок противника, участвовали во многих десантных операциях. Значительная часть их после соответствующего дооборудования выполняла боевые задачи в повседневных боевых действиях в составе судов военно-морских баз. Особенно важной для транспортного флота была задача обеспечения перевозок воинских и народнохозяйственных грузов.
За годы войны советский транспортный флот перевез около 100 миллионов тонн необходимых стране и фронту грузов, 13 900 тружеников моря получили боевые награды, а 35 работников морского транспорта стали Героями Советского Союза.
В войну отрасль потеряла 380 судов, было разрушено более ста портов и портпунктов, много судоремонтных предприятий. После ее окончания стране пришлось возрождать флот, порты, судоремонтные заводы. Уже в 1965 году морской транспортный флот СССР составил 1187 судов и вышел на шестое место в мире. Он стал главным видом транспорта во внешнеторговых перевозках. Грузовые и пассажирские линии и рейсы связали страну со многими странами Европы, Азии, Африки и Америки, транспортные суда совершали длительные плавания на Кубу, во Вьетнам, в Австралию и Новую Зеландию, а также к шестому материку — Антарктиде.
В 1970-1980-е годы в состав транспортного флота вступили сотни специализированных судов (контейнеровозы, нефтебалкеры, железнодорожные паромы, суда для перевозки тяжеловесных грузов), были построены специализированные береговые комплексы, что позволило значительно усовершенствовать технологию перевозки и перевалки грузов. Большое развитие получили новые методы организации труда и управления отраслью с помощью автоматизированных систем.
Советский флот стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний мира и был принят в ряд международных организаций.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» – День работников морского и речного флота России стали отмечать в первое воскресенье июля. Впервые праздник, учрежденный Леонидом Ильичом Брежневым, отметили 5 июля 1981 года. На судах его стали отмечать различными соревнованиями и концертами. Так, на пароходе «Металлург Байков» с 5 по 12 июля проводилось соревнование по стрельбе из пневматического ружья в честь праздника, что являлось также частью программы ДОСААФ по военной подготовке гражданских моряков в период Холодной войны.
После распада Советского Союза этот праздник по-прежнему сохранился в России. На многих предприятиях традиция проведения различных соревнований имеет место и сейчас, кроме того, моряки подготавливают парад кораблей или бал фрегат. На это красивое зрелище приходит посмотреть множество людей. В конце праздника обычно проводятся праздничные салюты.
Флот – это неотъемлемая часть экономической жизни страны, и его значимость остаётся такой же большой, как и много лет назад. Он является важной составляющей транспортного комплекса, неотъемлемой частью всей экономики страны, играет весомую роль в реализации транспортной стратегии России. Благодаря ежедневному труду работников морского и речного флота Россия ведет торговые отношения с государствами-партнерами, имеет широкие возможности экспорта, развивает морской и речной туризм.
Использованные источники: